4 июня 2013, 12:00

Строй сам. Возводим заборы кувалдой и рвем землю ковшом

Строй сам. Возводим заборы кувалдой и рвем землю ковшом
Фото: Игорь Черепанов для 66.ru
Журналист 66.ru бросил все и добровольно ушел на стройку. В первой серии строительного спецпроекта он готовит площадку и роет котлован под проливным дождем.

Мы много пишем о строительстве. Вернее, о планах по вводу жилья, о новых проектах и больших деньгах, вращающихся в этой отрасли. Но за заборы суетливых екатеринбургских строек заглядываем нечасто.

Пора это исправить. Мы решили построить дом. Ну, или почти.

За несколько недель вместе со строителями мы пройдем все этапы стройки: от подготовки площадки до внутренней отделки и благоустройства территории. Для старта отправляемся на пересечение улиц Большакова и Белинского.

Здесь возводят комплекс с апартаментами. Но до финиша еще далеко. Пока рабочие готовят стройплощадку: обносят ее забором и сооружают подъездные пути.

До появления строителей этот участок занимали счастливые обладатели металлических гаражей. И нынешняя стройплощадка выглядела примерно так:

Это территория, примыкающая к стройплощадке.

По другую сторону забора следов стихийного гаражного кооператива почти не осталось.

Сюда уже успели подвезти несколько строительных вагончиков, обустроили туалет и пункт охраны.

Охранять здесь, правда, пока особенно нечего. Хотя, как говорят строители, стоит охрану убрать — и временный забор вокруг площадки вмиг растащат по кускам садоводы-огородники.

О прежних порядках напоминают только торговая палатка из девяностых и две собачьи конуры.

Палатку строители решили пока не выкидывать (может пригодиться как временный склад). А вот собак выгоняли как могли. Местные рабочие рассказывают: «Нам собаки не нужны. Мы и без них охрану обеспечим. Но когда мы сюда зашли, обнаружили целые своры псов. Просто жуть. Кое-как прогнали. Одну Жучку только оставили».

«Одна Жучка» теперь живет в будке рядом с пунктом охраны.

Она недавно ощенилась. И выставить за забор многодетную мать строители не решились. Подкармливают теперь макаронами. Внутрь конуры соваться не советуют — мамаша яростно охраняет потомство. Может покусать.

Осмотрелись — принимаемся за работу. На месте будущего здания продолжаются нехитрые подготовительные работы: бригада из десяти человек возводит забор и сооружает опалубку — чтобы залить бетоном бреши между уложенными на подъезде плитами.

Начинаю с забора. Особых умений и навыков тут не нужно. Конструкция ограждения проста до примитивизма. Хотя строители рассказывают, что привнесли в процесс новаторскую идею: крепят основание забора при помощи небольших кусков арматуры и проволоки.

Делай раз. Вбиваем два прута в основание забора.

Делай два. Приматываем основание к арматуре проволокой. Затягиваем петлю с помощью лома.

Вот, собственно, и все. Закрепили.

Отправляюсь прибивать к деревянным опорам металлические листы (эта работа идет параллельно).

Тоже ничего сложного: молоток, гвозди — и вперед.

Осталась опалубка. Деревянную форму нужно соорудить так, чтобы залить бетоном зазоры между плитами и организовать сток — с дороги в небольшой колодец.

Здесь будут мыть колеса выезжающих со стройки самосвалов.

Опалубку под будущий сток собираем из досок. Дно засыпаем щебнем.

Получилась вот такая конструкция. Ее осталось залить бетоном. И готово.

Остальное сделает груженный раствором миксер. А мы двигаемся дальше — рыть котлован.

Чтобы быстро перепрыгнуть на следующую стадию строительства, отправляемся в другой конец города. В Екатеринбурге котлован роют на пересечении улиц Мехренцева — Вонсовского. Туда и едем.

Правда, улицами эти две дороги посреди леса назвать пока сложно. Тем более что непредсказуемая уральская погода решила добавить нам хлопот и обильно залила город дождем.

Грузовики тут проезжают без особых трудностей. Но наш водитель не рискнул испытывать машину на бездорожье. И до стройки мы добирались пешком, по щиколотку в мокрой глине.

Здесь одновременно возводят четыре жилых дома общей площадью 56 тыс. кв. м. Каждый — на своем этапе готовности. На двух этажах первого пускового комплекса уже вовсю работают штукатуры. Но об этом потом. Мы же котлован рыть приехали.

На фоне почти готовой пятнадцатиэтажки как раз идут «работы нулевого цикла» — то, что нужно.

За воротами стройки ждем нашего проводника — прораба Дениса Чебыкина. Минут пятнадцать переминаемся с ноги на ногу. За это время промокли под проливным дождем до костей.

Наконец откуда-то из недр склизкого от размокшей грязи котлована появляется фигура Дениса. Он тоже промок, а его ботинки больше напоминают два шматка грязи. Но в отличие от нас Денис по этому поводу вообще не фрустрирует.

Денис Чебыкин, прораб:

— Мы привычные. Работа в любую погоду идет. Каждый рабочий день по 10 часов. А что такого? Лучше, чем в офисе сидеть. Я потомственный строитель. Уличный человек. Мне в четырех стенах сложно. Мне движение нужно.

Денис — главный по котловану на этой стройке. Четко по графику его люди должны выкопать и вывезти 2 тыс. кубов земли, опустившись под землю на 2,5 метра. В их распоряжении — экскаватор, два самосвала и погрузчик. Самое интересное, конечно, экскаватор.

Но к тому моменту как мы появились на стройплощадке, он на время выбыл — ушел на дозаправку.

Пользуемся образовавшейся паузой, лезем в котлован с нивелиром наперевес.

Нивелир — главное орудие Дениса. Экскаватор снимает очередной слой, а Денис замеряет глубину. Сам он описывает процесс работы с нивелиром так: «Отметочку выдаем. Есть ноль. Опускаем на минус 3 700. Замеряем глубину. Для этого нужно всего два человека — чтобы разбить оси и стрельнуть отметку».

Я ничего не понял. Но «отметочку стрельнул».

По отметке дно котлована заравнивает погрузчик: срезает ковшом излишки грунта.

Это оператор погрузчика. Его зовут Сергей.

К своей работе он относится куда прагматичнее, чем его начальник, потомственный строитель Денис. «Главное — чтоб платили. А платят тут хорошо», — объясняет он. И добавляет: «Тут ничего сложного. Если в голове что-то есть, справишься».

Карабкаюсь в кабину, чтобы проверить, есть ли у меня что-то в голове.

Самостоятельно ворочать тяжелый погрузчик Сергей мне, понятно, не позволил. Но под присмотром разрешил взять рычаги управления стрелой и ковшом.

Тем временем на вершине котлована появляется экскаватор. Отправляемся к нему.

Чтобы управлять такой махиной, нужно получить права на трактор и пройти трехмесячные курсы.

Прав у меня нет. И курсы я не проходил.

Потому за рычаги управления меня снова пускают только под присмотром опытного экскаваторщика.

В теории, управление простое. Два джойстика. Один поднимает и опускает стрелу, управляет ковшом. Джойстик вниз — стрела опускается. Ведешь его чуть левее — массивный ковш сжимает куски земли.

Второй джойстик поворачивает кабину. Он оказался очень чувствительным. Одно неловкое движение — и я чуть не сбросил на землю закрепившегося на подножке фотографа.

В общем, так себе экскаваторщик из меня. Тренировка нужна. В руках профессионала эта машина работает куда шустрее и резво забрасывает ковши земли в самосвалы.

За один рабочий день экскаватор поднимает, а самосвалы — вывозят по 500–600 кубов земли. К июню на этом участке земляные работы должны завершить.

Не дожидаясь, пока бригада Дениса Чебыкина закончит свою работу, в уже вырытой части котлована строители соорудили опалубку. Льют бетон.

Это следующий этап стройки — фундамент. И о нем мы тоже подробно расскажем. Но чуть позже.

Фото: Игорь Черепанов. Видео: Дмитрий Шлыков.