Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мэрия vs МУГИСО: своей земли вершка не отдадим

5 апреля 2013, 08:00
Мэрия vs МУГИСО: своей земли вершка не отдадим
Фото: архив 66.RU
Споры о неразграниченных землях в Екатеринбурге снова набирают обороты. Через полтора месяца истекает срок соглашения между городом и областью — хрупкий мир со своими негласными правилами и подводными камнями.

Администрация города, мягко говоря, обеспокоена: срок действия соглашения выходит, а на вопрос «Продлевать будете?» МУГИСО не отвечает. А так нечестно!

Неразграниченные земли составляют 38% всех городских запасов. На три остальные категории земли приходится 62%: это федеральная, областная и городская земля. Кто распоряжается ими, понятно из названия. Суть соглашения, которое действует между городом и областью фактически уже 9 лет, заключается в том, что город готовит документацию на каждый интересующий участок земли, а область (конкретно — МУГИСО) молча согласовывает эти материалы.

Такое соглашение было подписано сначала сроком на три года, потом еще на пять, а в прошлом году — еще на год. Но уже со скрипом, поскольку власть менялась, и оказалось, что ни прошлый губернатор (Александр Мишарин), ни временно исполняющий его обязанности Евгений Куйвашев не были погружены в проблему на достаточную для принятия этого решения глубину.

Решение, принятое врио губернатора Куйвашевым, — продлить соглашение еще на один год — было временным, и теперь вопрос снова открыт. В течение этого года появился новый министр и новый губернатор, в то время как в мэрии ничего существенно не поменялось. И вот зависла неловкая пауза. И если областная власть в любой непонятной ситуации всегда притворяется спящей, то городская администрация, наоборот, идет в яростную пиар-атаку.

Юго-западное направление было и остается самым перспективным для строительства в Екатеринбурге. Фото: Слава Степанов.

Вот и на этот раз: городская администрация официально обвиняет МУГИСО в том, что оно выдвигает завышенные требования к пакету документов. Вице-мэр по вопросам строительства Сергей Мямин пишет письмо Алексею Пьянкову, министру по управлению госимуществом. В письме говорится, что нынешний министр, в отличие от его предшественника Виталия Недельского, не исполняет условия соглашения. Кроме необоснованных требований — затягивание сроков рассмотрения документов, откладывание спорных вопросов.

Из письма Сергея Мямина Алексею Пьянкову:

«Срок Соглашения истекает 17 мая 2013 года, а МУГИСО до настоящего времени не обозначило свою позицию о продлении срока действия Соглашения. Неопределенность дальнейшей судьбы Соглашения после 17 мая 2013 года создает неопределенность в правовом регулировании данного вопроса на территории Екатеринбурга».

Нарыв вскрылся на совещании в МУГИСО 1 апреля с участием сотрудников горадминистрации, где каждая сторона обвиняла другую. Министр говорил о плохой подготовке документов, отсутствии оснований для предоставления земельных участков, несоответствии площадей истребуемых участков и других недочетах. Сотрудники администрации обвиняли сотрудников министерства в заматывании дел и излишней бюрократии. После этого жаркого совещания и появилось письмо Мямина Пьянкову.

Затем свет увидело открытое письмо строителей Екатеринбурга губернатору Евгению Куйвашеву: помогите, милый, строительство в опасности! Кто конкретно из застройщиков кинулся подписывать это письмо, вычислить несложно, ведь эти компании проверены мэрией на 100%. Конечно, в числе подписантов нет вечного оппозиционера горадминистрации Владимира Конькова, а вот Вячеслав Трапезников — есть, к гадалке не ходи.

Большая доля неразграниченных земель в Екатеринбурге образовалась в тот момент, когда границы города были расширены. Такие окраинные территории на аукционе — не самый лакомый кусок для застройщиков, хоть они аффилированы администрации, хоть даже полностью состоят из ее сотрудников. Это голая земля, которая не числится в планах освоения ресурсоснабжающих организаций даже на сто лет. Фото: «Вечерний Екатеринбург».

Неразграниченные земли в застроенных районах — вот что представляет отдельный интерес. Это готовые площадки для строительства, за которыми не закреплен орган, который ими распоряжается. Вокруг них-то и раздувается скандал. В МУГИСО говорят, что эти территории за все время существования соглашения редко выставлялись на аукционы, а если и выставлялись, то лишь формально. На самом деле земля распределялась среди «нужных» людей. И вот появился Человек-Министр, который пришел и молча поправил все. Требования к оформлению документов возросли, а министерские уверяют, что поймали мэрских на нескольких махинациях.

Например, МУГИСО отказалось согласовать проекты постановлений горадминистрации об утверждении схем расположения земельных участков в квадрате (точнее, треугольнике) улиц Заводской, Репина и Начдива Васильева на ВИЗе. По документам участки площадью 1590 и 1397 м2 предназначались для строительства 5- и 12-квартирных жилых домов с последующим оформлением права собственности на землю. Но никаких результатов кадастровых работ по участкам не было.

Треугольный кадастровый квартал площадью 3,3 га состоит из застроенных и незастроенных земель, но город не предоставил проекта межевания этого сложного участка. Это и стало основанием для отказа.

По просьбе администрации вопрос рассмотрела согласительная комиссия, которой открыто сообщили, что на сформированных земельных участках планируется снести все имеющиеся постройки и возвести жилой комплекс. Получилось бы не несколько маленьких, а один большой участок, и тогда его пришлось бы пустить на аукцион. В итоге администрации проект не согласовали.

Вам интересно, кому не достался этот участок, минуя процедуру аукциона? Документы в МУГИСО поступили на основании заявлений ЗАО «НОВА-строй» (ныне — ЗАО «ЛСР. Недвижимость — Урал», руководит которым бывший вице-мэр Владимир Крицкий). И, главное, дело-то хорошее: снести хибары и бараки, построить на их месте большой, красивый многоэтажный дом, с благоустроенными площадками и, возможно, детским садом внутри двора.

Или вот еще один пример. Мэрия попросила МУГИСО согласовать выделение гражданину Ростилову В.Б. участка земли на берегу Шарташа площадью 594 м2 вдобавок к участку площадью 1031 м2, где у гражданина стоит коттедж. Участок входит в состав территории прибрежной полосы, арендуемой для благоустройства ООО «СК «РОСТ». При этом между СК «РОСТ» и Ростиловым В.Б. есть соответствующее соглашение, по которому площадь, арендуемая компанией, уменьшается, а площадь участка Ростилова увеличивается.

Вердикт МУГИСО: отказать, поскольку данной схемой земельный участок, предназначенный для благоустройства прибрежной полосы с организацией зоны отдыха общего пользования, предоставляется для эксплуатации индивидуального жилого дома.

Не будем забывать, что Строительная компания «РОСТ» — это бизнес Владимира Ростилова, построившего «Евротель». То есть земля-то, по большому счету, готова была перекочевать из кармана в карман одного и того же человека. Никакого вреда от этого никому бы не было, кроме того, что берег уходит в частные владения. При этом не обязательно становится закрытым для горожан, зато гарантированно приобретает хозяина. Но это уже компетенция другого министерства.

Коттеджную постройку на берегу Шарташа, на улице Рыбаков называют «Уральской Рублевкой». В этом квартале находится и дом Владимира Ростилова. Фото: ura.ru.

Таких иллюстраций набирается достаточно много — за последний год МУГИСО согласовало мэрии лишь 171 проект из 307 заявленных. Притом что часть проектов прошла согласования только после повторного заявления.

Иными словами, мэрия столкнулась с бюрократической машиной, как бы это иронично ни звучало. То ли это произошло из-за того, что раньше мэрия облегчала себе работу, решая многие вопросы в «рабочем порядке». То ли из-за того что она снимала с себя ответственность, перекладывая ее на министерство — если кто-то начнет разматывать этот клубок, то все окажется санкционированным сверху. А мы по истории с кинутыми казахскими инвесторами знаем, что ворошить давнишние делишки МУГИСО бесполезно — и наказывать некого, и денег не вернешь, а если что-то уже построено, то сносить это точно не станут.

То, что требует от Сергея Мямина Алексей Пьянков, — это формализация отношений. Не будет требуемых документов — не будет согласований. И МУГИСО в данном случае находится далеко не в выигрышной ситуации: страшно даже предположить, что будет, если оно заберет все полномочия себе. Никаких ресурсов для этого у министерства нет, кадры нужно готовить, а значит, процесс встанет не на один год. 38% территории города останется в подвешенном состоянии.

Так что можно предположить, что сильная своим пиаром мэрия дожмет-таки область. Пока же после первоапрельского совещания МУГИСО собирает свои пресс-конференции и заседания, а городская администрация — свои. Две непересекающиеся прямые.