Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»

18 декабря 2013, 17:20
Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Вы любите ходить в кино? А в театр? Быть может, обожаете рестораны? Или просто вечерком гуляете по городу? А вот чемпиону мира по самбо все это до лампы — у него цели другие.

Продолжаю знакомить вас с титулованными, но малоизвестными атлетами родного города. Вот уже третий месяц напрашиваюсь на индивидуальные тренировки и выясняю, как живут и чему учат мясистые мужики Екатеринбурга. Я уже писал, что среди нас живут и рекордсмен мира по жиму штанги, и брутальный кроссфитчик, даже собственное движение workout в Екатеринбурге есть. А на прошлой тренировке мне объяснили, как легко можно нейтрализовать врага. На этот раз едем с фотографом чуть за город. К чемпиону мира по самбо среди юниоров в весе до 100 кг — Дмитрию Торгашову.

Отправился я в ДЮСШ «Лидер» в Верхнюю Пышму с четким настроем: сейчас меня встретят, проведут тренировку и все подробно объяснят. Эх, мечты, мечты. Здесь все строго по времени, по графику, по таймеру. «Я все понимаю, но у нас тут тренировка», — сказал мне кто-то из тренеров. Да я, в общем-то, тоже все понимаю, поэтому, не медля, влился в общую группу и стал разминаться.

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»

Во время пробежки я выяснил, что чемпиону ничего не сказали о моем визите, поэтому быстро все объяснил и приступил к вопросам.

— Дима, сколько тебе лет и во сколько начал самбо заниматься?
— Сейчас мне 20, а занимаюсь с 11.

— Откуда ты родом?
— Башкирия, город Туймазы.

— А как тебя к нам занесло?
— Да тренер, который там меня учил, Тимур Галямов, раньше тут тренировался и очень здешних мастеров хвалил. Вообще у нас все знают, что в Екатеринбурге сильная школа самбо.

— То есть ты от тренера узнал и поехал с желанием попасть в команду Свердловской области?
— Да.

— В каком году это было?
— Третий год уже здесь занимаюсь.

— Приехал в каком звании к нам?
— На момент приезда я был бронзовым на чемпионате России.

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»

Уже после тренировки я выяснил, сколько чемпионов страны и континента в зале «Лидера» находилось. Большая часть в разных весовых категориях, естественно. Количество титулов на один квадратный метр зашкаливало.

— Когда добился первых результатов здесь?
— Как приехал, то есть в первый же год стал чемпионом России. После этого на мировой чемпионат поехал. Сейчас с ускорением бежим, не отставай.

— И какое место занял на первом для тебя «мире»?
— Третьим только стал, но уже через год снова поехал и золото привез.

— Сколько всего поединков было?
— Всего три.

— Соперники лютые?
— Конечно, там других не бывает.

— А живешь-то ты сейчас где?
— В корпусе училища олимпийского резерва.

— То есть ты не просто тренируешься, ты еще и в училище поступил?
— Да, нормативы сдал. Хочу быть в будущем тренером по самбо.

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»

Разминались без особой команды тренера, все отработано, все по системе. Правда, время от времени наставник подпинывал тех, кто увлекался разговорами. Дима говорил мне, что делать, и я не отставал.

— Распорядок дня какой у тебя? Сколько тренировок?
— Две тренировки в день, в 10 и в 18.

— Между ними что?
— Ем и сплю. Иногда занятия есть.

— А вечером чем занимаешься?
— В 23:00 отбой.

— То есть как, вообще никуда не ходишь, не развлекаешься?
— Ну, мы здесь тренируемся. Училище олимпийского резерва.

— А как же самоволка или там в кино сходить?
— Дак я не за этим сюда приехал, я приехал, чтобы тренироваться.

После этих слов тренер скомандовал: «Разбились по парам, отрабатываем захват и защиту, 5 минут, поехали! У кого нет пары, стоим!». Дима быстро определился с партнером и убежал от меня.

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»

Сперва ничего не понимаешь, кажется, что это какое-то хаотичное сплетение рук, ног и голов. Через несколько минут становится ясно, что каждое движение отработано уже не одну тысячу раз, но совершенствовать «базу» надо постоянно, чем и занялись борцы после разминки.

Единственное, что мне оставалось во всей этой строгости, — немного подслушать разговоры спортсменов, чтобы вам рассказать. Рассказываю:

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»

«Да слышь, э! Хорош, слезай уже». «Ха, куда эт ты собрался, ща мы тебе болячку сделаем. Ха-ха-ха, не ожидал, да?». «Чо ты начал опять, хахах». Эти и другие фразы ищите на страницах журнала «Мы лучшие самбисты России». А если серьезно, то парни классные, очень дружелюбные, даже одолжили мне, нерадивому, самбовку.

Атмосфера тут, прямо сказать, сбивающая с толку. С одной стороны строгий тренер и режим, с другой стороны, пока боролись в партере, одни шутили и смеялись во время «болевого на руку», другие подкалывали друг друга, третьи вообще обсуждали повседневные дела. Все это вверх ногами, удерживая соперника в нужном положении.

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»

Во время работы этих двух самбистов, помимо других обсуждений Димы Торгашова, я услышал классную фразу. Сказана она была после успешно проведенного «болевого». Проигравший сказал: «Понятно, у меня выхватил руку, с Торгашовым эта фигня у тебя не проканает».

Что ж он за зверь такой, в 20 лет чемпион мира и все тут только о нем говорят, подумал я и начал действовать. Сначала пробую выцепить самого чемпиона.

— Дим, ну что, проведешь для меня тренировку?
— Это через тренера решай.

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»

Все шло не по плану. Чемпион был занят. В голове звучало только «график, режим, строгость». Идти к тренеру, который тут кует чемпионов мира, и просить его…. Как? «Уважаемый тренер, а освободите-ка ненадолго мне во-о-он того борца, мне тут с ним надо спортивной журналистикой позаниматься, индивидуальную тренировку провести и вопросы позадавать»? Да уж, лучше не придумаешь. И все равно я рискнул.

— Скажите, могу я Торгашова хоть на пару минут забрать?
— Ты чего в самом деле, пойми, тренировка у нас, они работают строго по времени (показывает мне секундомер).

— Мы ж договаривались, вы тоже поймите, мне очень надо!
— Ладно, сейчас они накаты отработают, и я тебе 5 минут дам, хватит?

— А у меня есть выбор?
— Эй, длинный, сюда иди. Ты разве длинный? Вернись обратно. Конечно, Торгашова зову, кого еще-то, он ведь у нас длинный, — добродушно, рассмешив всех, кричал тренер через половину зала. — Иди с человеком, побросай его там, «болевые» покрути, делай все, что скажет, 5 минут вам, — сказал тренер Торгашову, и Дима кивнул. Так я заполучил на целых пять минут чемпиона мира по самбо.

— Дим, мы с тобой остановились на том, что распорядок строгий. На родину-то хоть отпускают?
— Да, раз в два месяца на недельку можно сгонять.

— Там хоть отрываешься с друзьями, с родственниками?
— Ну да. Там и режим можно нарушить.

— О! Нарушить режим, как?
— Например, на час позже спать лечь.

— Да ты хулиган и нарушитель!
(Смеется).

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»

«У меня никакой звездной болезни после побед не бывает, я всегда стараюсь помнить, что есть кто-то сильнее меня, просто мы еще не встретились. То есть я могу уже завтра проиграть. Поэтому надо тренироваться и нос не задирать, а то быстро жизнь накажет».

— У меня в голове не укладывается строгость распорядка вашего, как так?
— Да ладно, мы днем иногда по выходным можем в город выехать, пройтись чуток, но я повторюсь — мы здесь не для этого. Я чемпион среди юниоров, теперь буду среди мужчин, во взрослой категории уже бороться, мне нужно тренироваться и отдыхать, зачем мне клубы и прочая трата времени?

— Вообще логично, да. Тогда скажи, а ты тратой времени считаешь гражданские акции типа «русского марша»?
— Это что такое?

— Ну, это люди такие, они идут по городу, машут флагами Российской империи и просят вернуть былые времена. Как тебе?
— Ерунда какая-то, надо силу по назначению применять, на тренировках, на соревнованиях. Создавать нужно что-то, а не пикеты устраивать. Ты бы вот если не сказал, я бы о таком марше и не узнал. Следовательно, для кого они это делают? У нормальных спортсменов на такое времени нет. Лично я планирую в дальнейшем детей самбо учить, чтобы и на соревнованиях выступали, и за себя постоять могли.

— Кстати, о том, как за себя постоять. У единоборцев профессиональных есть такая проблема: если упыря какого-нибудь отмороженного при самообороне покалечишь — посадят. Тебе как?
— Все правильно, если ты владеешь приемами, то должен и головой работать. Профессионал обязан нести ответственность за свои поступки.

— Добро. Тогда давай экспресс-тренировку проведи мне, раз уж времени не так много.
— Что? Экспресс? Это как?

— Ну, основные приемы, что, как, почему?
— Я перед тем как сюда попасть, 6 лет тренировался, а ты быстро хочешь? Не знаю, давай покажу свои коронные приемы и их растолкую.

— Давай.

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»

Любимый прием Димы — «болевой на ахилле». Его почти не волнуют действия соперника в этот момент. «Когда я взялся, для меня главное — сделать быстрее него, и все».

— А как мне от такого защищаться?
— Твоя задача тут ногу протолкнуть, чтобы у меня рычага не было, на голени уже не сделать болевой, точнее, крайне сложно это будет. Ты берешь за отворот куртки и к себе прижимаешь еще, так вообще нейтрализуешь атаку.

— Какие еще у тебя в арсенале козыри?
— Еще я классику люблю, это «болевой на руку». Прием простой, но если четко и правильно делать, то будешь, как я, поединки досрочно заканчивать. Ложись на спину, сейчас все разложу.

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»

Когда Дима сделал мне захват руки и потянул на себя, то добавил, что имеет право отдавливать голову соперника ногой, это все допустимо. Показывать не стал, чтобы не сломать меня. Чтобы защититься от такой атаки, мне нужно обе руки за отворот куртки держать и не давать разорвать дистанцию, затем «мостовать» резко.

— Так?
— Да, неплохо. Только это все нужно много отрабатывать, чтобы скорость и сила была, иначе не вырвешься. А так, если честно, я больше в партере предпочитаю бороться, перевожу из стойки.

— Так, раз уж начали защиту мне ставить, то как я должен не дать тебе перевести в партер борьбу?
— А тут попроще: я начинаю валить тебя вниз, ты при этом держишься на ногах и тянешь меня за ворот, чтобы у меня точки опоры не было.

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»
При переводе в партер чемпион использует несколько приемов, и моей задачей было очень быстро понять, какой именно прием используется. Для защиты лучше всего не давать сопернику точку опоры и держать за куртку.

— Скажи, ты думал когда-нибудь о другом единоборстве, микстфайт, например?
— Нет, только самбо, это чисто русский спорт и мне он больше всего нравится.

— Хочешь быть стабильным членом национальной сборной?
— Разумеется, для этого и тренируюсь.

— Какая в самбо основополагающая идея? Философия есть?
— Э-э-э…. Тут просто надо быть адекватным, развитым и понимать, что ты должен приносить пользу как близким, так и обществу.

Екб качает. «Я не хочу развлекаться, я хочу быть чемпионом мира»

«От меня будет социальная польза, когда я детей уму-разуму учить стану, только образование специальное получу и опыта на турнирах накоплю».

— Не поздно начинать в моем возрасте самбо заниматься?
— Никогда не поздно, просто начни и стремись, дисциплина и режим помогут результатов достичь.

— Спасибо тебе за уделенное время, тренируйся, иди, тренер вон уже машет. Успехов тебе и медалей золотых. Хочешь напоследок добавить что-нибудь, про парней-борцов здешних, например?
— А, да, все пацаны тут крутые.

Фото: Сергей Логинов для 66.ru