Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Просто никто не ожидал». Семь вопросов омбудсмену о жалобах на переполненные казармы и ошибки призыва

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области съездила в 32-й военный городок и заявила, что проблем у призывников там не возникает — казармы не переполнены, сухпайков хватает всем. При этом родственники отправленных в учебные центры продолжают писать жалобы на то, как проходит частичная мобилизация. Корреспондент 66.RU собрал претензии семей призывников, которые они адресовали Татьяне Мерзляковой, и попросил ее ответить на них.

— Татьяна Георгиевна, некоторые мобилизованные граждане сообщают, что пребывают в учебных центрах по несколько дней. Например, те, кого призвали 28 сентября, 29 сентября уже уехали в Ростов. Изначально сообщалось, что обучение будет идти около двух недель. С чем связано сокращение сроков обучения и какой части призывников оно коснулось?

— Это вопрос к армии. Они говорят, что тех, кто подготовлен или надо готовить в Ростове, будут готовить там.

— Родственники, которые помогают собраться призывникам в учебные центры, рассказывают, что в специализированных магазинах закончились термобелье, спальники, плащ-палатки, а также сухое горючее и балаклавы. Самим приходится собирать и аптечку. Такой ажиотаж возник из-за панических настроений людей? Это искусственный ажиотаж или в учебных центрах и частях действительно дефицит перечисленного?

— Это не столько панические настроения, сколько…Вот у меня сегодня, например, сильно много желающих помочь. Я даже не успеваю им ответить, куда и что везти. Я думаю еще, что просто никто не ожидал, товароведы работали на мирный период, а сейчас мобилизация. Да, коврики [с ними есть проблема, — прим. ред.].

Я тоже искала необходимые вещи — один из глав городов просил меня помочь найти тактические носки. Ну, разобраны, только у «Сима-ленда» нашлись. Конечно, сегодня раз идут туда [на фронт, — прим. ред.], люди понимают, что это нужно обязательно иметь при себе. Не будет лишним. Носки уж точно.

Сегодня вот у меня был первый случай, когда хотели помочь военкоматам. Ассоциация юристов говорит: «Мы хотим помочь им. Хотя бы чай, печенье. Как это сделать?»

— Родственники мобилизованных из Березовского, Карпинска, Краснотурьинска и некоторых других городов области жаловались 29 сентября, что призывники не попали в казарму: остаются ночевать на асфальте, жгут костры, чтобы согреться. Это единичные случаи или проблемы с размещением в учебных частях есть? Как решают этот вопрос?

— Вчера еще никто на асфальте не спал в 32-м городке.

— Родственница мобилизованного из Карпинска рассказала, что прибывшие в 32-й военный городок 29 сентября в 23:00 к утру все еще сидели в автобусах и их якобы никто не накормил к этому времени. Такие проблемы действительно возникают? Почему? На всех ли хватает сухпайков?

— Я говорю про 32-й городок, в окружном центре в Елани еще не была. Там сухпайков хватает всем до одного — по три пакета выдают, кормят очень хорошо. Но для этого еще надо оформиться сначала.

— То есть пока ты сидишь в автобусе и ждешь, еды не дадут?

— Да, так. Как только оформились, все начинается: и сухпайки, и трехразовое питание.

— Еще одна проблема, о которой говорят родственники некоторых мобилизованных: на местах в военкоматах и в 32-м городке мужчины не проходят медкомиссию. Где их все же осматривают врачи и осматривают ли вообще?

— Учебные центры все-таки начали смотреть. Особенно после вчерашнего выступления Владимира Путина. Я думаю, что военкоматам к этому надо отнестись внимательнее. По-разному складывается ситуация в военкоматах, я вам правду скажу. Есть военкоматы, на которые вообще нет жалоб.

— В СМИ опубликовано уже довольно много историй, что людей с хроническими заболеваниями, неподходящих по возрасту, и многодетных отцов мобилизуют по ошибке. Позже часть из них вернули домой. Сколько таких людей еще находятся в учебных центрах и когда их вернут домой? Что делается для того, чтобы исключить такие ситуации?

— Вот я сейчас сижу на жалобах как раз. Пришел человек — с кардиостимулятором его отправили. Я не знаю, всех ли мобилизованных по ошибке вернули обратно. Но я сейчас получаю шквал писем с ответной реакцией «спасибо, что вернули домой». Под сотню таких писем.