Три часа в автобусе, несколько десятков баннеров, похоронивших под собой фасады памятников архитектуры, завешанные вывесками торговые центры на окраине города и сотни хаотичной рекламы ремонта обуви, трикотажа из Узбекистана и халатов отечественного производства. То, что мы увидели во время объезда вместе с комиссией городской администрации, отвечающей за красоту городских фасадов, нас не порадовало. Как оказалось, со времени публикации материала Портала 66.ru о незаконной рекламе в Екатеринбурге ничего не изменилось. Главный художник города Дмитрий Фогель, комитет по потребительскому рынку и квартальные явно проигрывают борьбу с мелкими коммерсантами, портящими образ города-миллионника — не хватает ни аргументов, ни полномочий.
|
---|
Первая остановка во время объезда — около пятиэтажного жилого дома №56 на ул. Свердлова, построенного в 1956 году. Охраняемый государством памятник архитектуры обклеен баннерами, рекламирующими меховые изделия. Дмитрий Фогель и заместитель главы администрации по вопросам потребительского рынка Владимир Боликов осматривают его фасад уже не в первый раз. Баннеры висят на здании несколько месяцев.
|
---|
Нарушений много. Так, например, по правилам название мехового магазина должно находиться в одной горизонтальной оси с остальными вывесками, но на деле оно выше, чем две другие надписи: «Пуховики» и «Пальто». «Зато магазин правильно сформировал витражи», — комментирует Дмитрий Фогель маленькую победу городской администрации и тут же указывает на еще одно нарушение: световой короб (буквы с подложкой) магазина не должен размещаться на памятнике архитектуры.
|
---|
В том же здании — еще одна растяжка другого мехового магазина, тоже незаконная.
|
---|
Заходить в магазины, чтобы проинформировать руководство или хотя бы администратора о том, что их реклама вне закона, чиновники не стали. Владимир Боликов объяснил нам, что выписывать предупреждения и (спустя две недели, если нарушение не устранено) штрафы имеют право только квартальные. Все, что может комиссия, — это вести наблюдение. Правда, квартальные, которые также принимали участие в обходе, рассказывать нарушителям о правилах размещения рекламы тоже не пошли.
Владимир Боликов, заместитель главы администрации Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка:
— Комиссия только фиксирует. Если всех предупреждать, то мы будем ездить полдня… Я думаю, что в конце концов проблема решится сама собой. Магазин, наконец, закроется, и баннер исчезнет.
Интересно, что в качестве одной из причин, по которой в городе так много незаконной рекламы, чиновники называют именно неосведомленность коммерсантов: якобы предприниматели могут просто не знать о требованиях мэрии.
|
---|
По другой версии, мелкий бизнес пользуется нерасторопностью (или занятостью) квартальных. Пока те заметят их баннер и выпишут штраф, может пройти несколько месяцев, а то и лет. Так, например, произошло с баннером на остановке «Академика Шварца», которую хозяева шашлычной самовольно переименовали в Durum Kebab. Баннер висит здесь уже больше года. Причем о его существовании Владимир Боликов и Дмитрий Фогель, регулярно объезжающие город, узнали только от нас. Боликов — вчера, Фогель — месяц назад.
|
---|
Владимир Боликов пообещал проверить работу квартальных, которые больше года не могут вернуть остановке ее название.
Владимир Боликов:
— Прежде всего нужно проверить, выносилось ли хозяину заведения предупреждение или штраф. Большинство нарушителей незаконные рекламные конструкции убирают сразу. Платить штрафы за одно и то же по нескольку раз никто не хочет. Если служба квартальных вообще не отработала этот случай, то мы это поправим. Нужно прийти, составить протокол и оштрафовать владельца этого объекта. Я разберусь обязательно.
Ранее разобраться пообещал Дмитрий Фогель, но баннер до сих пор висит на прежнем месте. То же самое касается и фасада ТЦ «Мегаполис», на котором окна затянуты незаконной рекламой мехового салона, и двух растяжек над проезжей частью напротив торгового центра.
|
---|
Но есть и победы, говорят чиновники. С радостью их публикуем.
|
---|
|
---|
|
---|
Вторую остановку комиссия сделала на Уралмаше, около здания на Машиностроителей. Как оказалось, незаконный баннер тоже висит уже год. И никто ничего не может с этим поделать.
|
---|
По словам замглавы администрации по потребительскому рынку администрации Орджоникидзевского района Олега Фархутдинова, вот уже несколько месяцев как он не может найти руководителя торговой сети.
Олег Фархутдинов, представитель администрации Орджоникидзевского района:
— В магазине сидят менеджеры, которые ни за что не отвечают. Год у нас это тянется. Уже штрафовали, но толку никакого.
Неподалеку с этим зданием на Машиностроителей мы нашли еще несколько нарушений.
|
---|
|
---|
Как рассказал Порталу 66.ru основатель архитектурно-строительной компании Graffo Александр Каштанов (возглавлял существующую при Контееве «Ассоциацию рекламных производителей», которая точно так же, как сейчас чиновники мэрии, ездила по городу в поисках незаконной рекламы), мелким предпринимателям легче заплатить штраф и оставить рекламу на прежнем месте, чем платить за ее демонтаж.
Александр Каштанов, генеральный директор компании Graffo:
— Бизнес у нас непостоянный, суетливый, и это выражается в вывесках. Вот нашел ты незаконную рекламу, и что толку? Кто будет ее снимать, кто заплатит за демонтаж? Бедный предприниматель, обложенный налогами и с задолженностью по зарплате, будет еще платить за снятие этой вывески? Да никогда! Мэрия, конечно, надувает щеки и отчитывается: «Мы всё нашли». И это действительно большая работа. Нужно выделить людей, взять автобус, всё сфотографировать, описать. Но что толку? Вывеска все равно продолжает висеть… Я думаю, что это вопрос системы наказания: люди крадут, а их не садят. То есть дело даже не в Дмитрии Фогеле, а в том, есть ли у него полномочия и деньги, чтобы нанять фирму и демонтировать рекламу.
|
---|
Чиновники надеются, что в скором времени появится постановление главы администрации Екатеринбурга «Об утверждении Правил размещения дополнительного оборудования на фасадах». Документ предусматривает, что каждое здание, строение, жилой дом будут иметь свой паспорт, в котором будет прописано, где именно нужно размещать вывеску с названием предприятия, а где можно, например, установить рекламную конструкцию, каких размеров, способов крепления и цветовой гаммы. Но на то, чтобы провести паспортизацию всех зданий Екатеринбурга, может потребоваться десять лет, а то и больше.
Объезд завершился словами Владимира Боликова: «Нужно работать еще». Во время поездки чиновники составили протокол, куда занесли всех нарушителей, которым следует выписать предупреждения. Правда, мы уже убедились, что предостережения и даже штрафы (1–5 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей) не работают. Иначе как объяснить, что мы еще месяц назад отправили целую стопку фотографий с незаконной или просто неэстетичной рекламой в городскую администрацию, но во время объезда обнаружили уже хорошо знакомые баннеры и вывески на прежнем месте.
Фото; Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Зачем выяснять, все итак понятно. Проще заплатить штраф и сразу записать это как рекламные расходы.
Вполне себе оптимистично, а главное, адекватная мера по контролю за соблюдением закона.
Ведь отстаивать интересы будут единицы, остальные просто демонтируют рекламу, чтобы претензий больше не было.
Но ведь опять народ взвоет, что "кошмарят бизнес"