Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Николай Косарев: «Я пожелал женщинам-педагогам мужей, которые избавят их от беготни за деньгами. Что тут ненормального?!»

3 января 2016, 08:00
интервью
Николай Косарев: «Я пожелал женщинам-педагогам мужей, которые избавят их от беготни за деньгами. Что тут ненормального?!»
Фото: Евгений Лобанов; 66.RU; архив 66.ru
В новогодние каникулы Портал 66.ru публикует любопытные материалы, которые редакции понравилось писать, а вам — читать в 2015 году. Хиты, достойные перепросмотра во время отдыха от отдыха. С праздниками вас, дорогие друзья!

Николай Косарев, который недавно «прославился», дав совет учителям-женщинам найти богатого мужа, считает, что таким образом он инициировал обсуждение важного вопроса об оплате труда педагогов. В стеклянной студии Портала 66.ru «редиска дня», как он сам себя называет, рассказал, с какой инициативой вышел ОНФ к министру образования и зачем воспитывать патриотов.

После публикации на Портале 66.ru новости о том, как сопредседатель регионального штаба ОНФ и ректор УГГУ Николай Косарев на встрече с педагогами Свердловской области посоветовал женщинам найти богатых мужей, ее переписало множество не только местных, но и федеральных информагентств.

Гневные комментарии читателей и осуждение со стороны московских коллег — вот что получил депутат Гордумы Екатеринбурга в ответ на свое высказывание. Ректор Горного предложил встретиться в стеклянной студии Портала 66.ru, чтобы объяснить, что он имел тогда в виду и как жить тем свердловским учительницам, которым не повезло с мужьями.

— Вы действительно считаете, что проблему учителей можно решить, просто удачно выдав их замуж за каких-нибудь состоятельных мужчин?
— Вам, конечно, большое спасибо за такой пиар, у меня было много в жизни моментов, но такого не было. Мне кажется, сейчас уже все протрубили о том, что злодей-ректор обижает учителей, что надо ему извиняться, перед кем и за что — честно не знаю.

Николай Косарев: «Я пожелал женщинам-педагогам мужей, которые избавят их от беготни за деньгами. Что тут ненормального?!»

Это была встреча педагогического сообщества — не руководителей, не директоров — педагогического сообщества, рядовых учителей с министром для разъяснения процесса формирования бюджета образовательного учреждения, фонда оплаты труда, распределения этого фонда среди учителей школ.

Речь шла о том, чтобы разъяснить учителям принципы формирования фонда оплаты труда и бюджета школы и проследить цепочку от федерального, областного бюджета до квитка рядового учителя. Потому что многое, что звучало на этом совещании, для руководителя образовательного учреждения было, в общем-то, не ново, а вот для людей, которые иногда задают вопросы по поводу своих зарплат... О снижении заработной платы учителей речь не шла. Никакого снижения в Свердловской области нет.

— Готов спорить!
— Свердловская область входит в число, наверное, первой четверти субъектов по уровню заработной платы. По статистике, средняя заработная плата учителей Свердловской области в 2014 году возросла на 7,6% и составила 32 с небольшим тысячи рублей. Но проблема в том, что эти 32 тысячи рассчитаны не на одну ставку учителя (которая составляет 18 часов в неделю). Министр официально объявил, что средний коэффициент — 1,46. Значит, 18 нужно умножить на 1,46 — получается где-то 26 часов. Но многие учителя работают до 40 и больше часов в неделю. Что такое 40 часов лекционной нагрузки? Любой преподаватель и учитель знает…

Николай Косарев: «Я пожелал женщинам-педагогам мужей, которые избавят их от беготни за деньгами. Что тут ненормального?!»

— Если мы говорим о средней школе — действительно, учителя там зачастую работают больше 40 часов, ведут по несколько классов, трудятся в две смены…
— Вот моя речь на совещании как раз и была посвящена участию мужа в софинансировании жены. Жена не основной элемент и добытчик денег — педагог не может гнаться своими заработными платами в ущерб своей деятельности.

Я считаю, что мужчина в семье должен быть обязательно, хотя бы при рождении ребенка. Он должен главенствовать и должен в том числе обеспечивать семью финансово. У нас в России такие традиции. И я пожелал женщинам-педагогам мужей, которые могут содержать семью, которые могут освободить их от этих бесконечных нагрузок и беготни за тем, чтобы зарабатывать деньги.

— Вы считаете это справедливо — говорить, что по области выросла заработная плата, что она составляет 32 тысячи рублей, опираясь на то, что по сути — это полторы ставки?
— Темпы роста заработной платы в системе общего образования самые высокие сейчас по сравнению с другими отраслями — об этом заявил федеральный министр Ливанов. Никогда еще рост финансирования общего образования не шел столь быстрыми темпами, как сейчас.

Мы повышаем зарплату в надежде на то, что у нас качество образования будет возрастать. Не факт, что это происходит, но президент России сказал, и были выделены 160 млрд рублей на три года, эти деньги в регионы ушли. Но теперь это закончилось. Поэтому я понимаю, что есть некоторая скованность руководителей бюджетных организаций и финансовых структур региона — откуда эти деньги-то брать? За счет эффективности работы экономики. А период такой, что экономика, наоборот, тормозится. И публикация о том, что в кризисных условиях чиновник ОНФ дает непонятный совет… Не в этом совершенно дело… Вот вчера мне позвонила одна дама из Москвы — центральное федеральное агентство: Николай Петрович, вы будете извиняться?

Николай Косарев: «Я пожелал женщинам-педагогам мужей, которые избавят их от беготни за деньгами. Что тут ненормального?!»

Я говорю: почему извиняться я должен и перед кем, самое главное? Вот вы женщина, вы хотите, чтобы у вас был нормальный муж — глава семьи, чтобы была нормальная семья? — Да, хочу. — Не спрашиваю, есть у вас муж или нет, вам нужен человек, которого вы сама будете содержать, стирать, угощать, бутылку покупать? — Нет, не нужен. — Так что я нарушил и за что я должен извиниться? Если я пожелал каждой женщине — педагогу, врачу, любой женщине нормального мужа, не мужика со стороны — я ведь сказал «мужа», который сможет создать нормальную семью и обеспечить женщине нормальные условия. Если государство не может обеспечивать эти нормальные условия. Что я неправильно сказал?

— Когда тема учительских зарплат была в повестке, мы договорились с «Общероссийским народным фронтом» — это даже вы предложили — делать мониторинг реальных зарплат в школах. Мы сказали: берем, давайте, мы опубликуем все, что вы сделаете. Ничего нет. В СМИ вы ничего не отдали.
— Как-то, извините, провинился опять. Мы договорились, что мы будем отслеживать любой факт, любого конкретного учителя. Мы эти факты отследили, сделали записку губернатору, министру образования. Отработали по Арамилю, по Верхней Салде, по Каменску-Уральскому, по Академическому (Екатеринбург) — с конкретными квитками и людьми.

В Академическом была учительница, которая пожаловалась на зарплату 10 или 12 тысяч рублей. Она только что вышла из декретного отпуска, у нее не было подтверждения ее квалификации и не было стимулирующей надбавки. Разобрались, решили — нет вопросов. По Каменску-Уральскому — им урезали на 10 миллионов фонд оплаты труда учителей. Разобрались. По Екатеринбургу — 33 миллиона вернули из областного бюджета. Мы решили эти вопросы.

— Это тушение пожаров. Была резонансная тема, ее погасили немножко словами, немножко деньгами.
— У нас предложение: сделать базовую ставку учителя на 18 тысяч рублей. Сделать по-честному и не морочить никому голову. Сейчас в оплате в системе образования очень много лукавства. Она допускает субъективные представления и субъективный подход. Вот директор школы близок к главе администрации — на тебе побольше, а этот вот какой-то не такой — ну получи…

— Базовая ставка 18 тысяч рублей для всех учителей области?
— Да. Должны быть открытые элементы нормирования. Ведь сейчас финансирование любого образования идет на одну категорию обучающегося по нормативу, который должен быть известен. Вот стоит, допустим, студент Горного университета 120 тысяч рублей в год, умножили на количество студентов — вот тебе бюджет Горного. Или бюджет коррекционной школы, но там очень много нюансов, малокомплектные сельские, коррекционные, какие-то с отклонениями, с добавлениями…

Николай Косарев: «Я пожелал женщинам-педагогам мужей, которые избавят их от беготни за деньгами. Что тут ненормального?!»

— Денег-то больше не станет в обозримом будущем.
— Система образования — это защищенная статья: нет денег — берите в банке кредиты, но эти деньги система образования должна получить. Мы должны выполнять указ президента. В сфере высшего образования к 2020 году средняя зарплата должна быть в два раза выше, чем средняя по региону, общее образование должно подтягиваться и быть на уровне среднего по региону. У нас есть школы со средней заработной платой 65–70 тысяч рублей в Екатеринбурге.

— За счет чего?
— За счет талантливой работы директора, наверное, потому что он несет за это ответственность.

— А почему вы думаете, что вас услышат и систему базовой ставки внедрят хотя бы здесь, в Свердловской области, не говоря уже обо всей России?
— Услышат, потому что обязаны слушать. Хочешь, не хочешь — «Народный фронт» — это не колхоз. Мы не сидим в окопах — мы собираем, работаем, привлекаем журналистов, пытаемся доказать, какую-то инициативу привнести в федеральное и областное законодательство.

Николай Косарев: «Я пожелал женщинам-педагогам мужей, которые избавят их от беготни за деньгами. Что тут ненормального?!»

— Сейчас учитель — это уважаемая профессия?
— Престиж увеличился за последние годы. Благодаря в том числе стараниям руководства страны. Потому что президент принимает участие и в съездах всероссийского педагогического собрания, в форумах «Народного фронта», а там эти вопросы обсуждаются часто и очень квалифицированно.

— У меня жена — выпускница педуниверситета, и я знаю, где работают его выпускники. Они где угодно — только не в профессии!
— Ну… Я третий раз говорю, что я вам благодарен за этот материал, я, наверное, стал «редиской дня». Но еще раз говорю: может быть, с вашей помощью мы сможем поднять очень важный вопрос вот такого нормирования труда учителя и приведения его в соответствие с элементарными нормами трудового законодательства.

— Ну как воодушевить человека работать за идею — даже идею просвещения — если у него сапоги дырявые?
— Вы знаете, я никогда не был пижоном, не смотрел, дырявые ли у меня сапоги или валенки, и вот сейчас я уже 12 лет ректор и я большую часть времени посвящаю тому, что, наверное, в принципе делать ректору необязательно. Я просыпаюсь в пять тридцать, сажусь за стол и работаю.

— А как быть с учителями-мужчинами?
— Да мужчины на Руси все время были учителя — не было женщин-учителей. И они учили детей не потому, что им много платили. Все, что у них было, — еда и временное освобождение от работы на земле. Надо работать, если уж ты выбрал этот путь. Путь просвещения. Жертвенный путь, если угодно.

Николай Косарев: «Я пожелал женщинам-педагогам мужей, которые избавят их от беготни за деньгами. Что тут ненормального?!»

— В моей школе было человек семь учителей-мужиков, и я им очень благодарен. И они до сих пор там работают.
— Супер! Я министру говорю: вот у нас, в Свердловской области, уральская инженерная школа, у нас дефицит учителей по физике, почему инженер базового предприятия в любом городе не может прийти в школу и не может читать физику в объеме общего школьного курса? Мужчина.

— В качестве общественной нагрузки?
— Почему? Получать за это деньги, почасовую оплату. Быть инженером и учителем. Они мне говорят: должно быть педагогическое образование…

— Мне, например, никто не мешает читать лекции на факультете журналистики.
— Не надо путать школу и университет. У нас тоже приходят, заведуют кафедрами. Митрополит Кирилл, например, или вице-премьер Романов. У них нет педагогического образования. Это у нас возможно, а в общей и средней школе — нет.

— Так с мужиками-то что делать? Факультативно заниматься?
— Воспитывать патриотов. Тогда мужик будет заточен на то, что он должен все-таки любить и жертвовать.

архив 66.ru