Гражданское противостояние обострилось в последние дни перед чемпионатом. Начиналось все как на Майдане — чувствовался дух свободы и… революции, которая кажется почти невозможной в миролюбивой Бразилии.
Очень скоро в борьбу включились оппозиционные партии — осенью в стране президентские выборы. Появились бандиты из фавел и «непонятные люди». Реальный народный протест сдулся, превратившись в карнавал. Иногда жестокий и кровавый: в правительственные здания летели бутылки с зажигательной смесью, в полицейских — камни.
Фото: Ирина Варкентин; 66.RU |
---|
На время чемпионата полиция и бандиты из фавел заключили негласное перемирие — не трогать туристов. Только этим я могу объяснить тот странный факт, что за десять дней в Рио меня никто не ограбил. На фото: фавела Виджигал. |
Эберсон Перейра — жизнерадостный бразилец и один из лучших мастеров капоэйра в мире. На первые манифестации он выходил вместе с семьей. Выступал против коррупции («Все понимают, что на этих стройках пилят деньги»), огромных трат на подготовку к мундиалю («На этот чемпионат было потрачено в три раза больше денег, чем на три предыдущих») и немножко против ФИФА («ФИФА не вкладывает ничего в инфраструктуру, хотя должно»). Теперь обо всем этом вспоминает с улыбкой.
— Те, кто сейчас у руля, проводят чемпионат и набирают себе очки, а их оппоненты делают все, чтобы этому помешать. Проблемы со здравоохранением и образованием в Бразилии были всегда, но в дни перед чемпионатом оппозиция всеми силами пыталась вытащить их наверх, — объясняет Перейра.
— Чувствуешь себя обманутым?
— Конечно. Так что если вы в России действительно чем-то недовольны, то лучше говорите об этом сейчас. Если вы начнете протестовать за несколько месяцев до чемпионата, вас используют точно так же.
Фото: Ирина Варкентин; 66.RU |
---|
Во время игр преступность в Рио-де-Жанейро снижается на 40%. Даже главные беспредельщики Рио смотрят футбол. Еще интересный факт: с начала мундиаля в городе никого не убили. Хотя по статистике в стране совершается 40 тысяч убийств в год. |
В дни чемпионата о многотысячных манифестациях не было и речи. Во-первых, митинговать — это работа, которая бразильцам быстро приедается, а во-вторых (и это самое главное) — какие демонстрации, когда все смотрят футбол?! А футбол в Бразилии действительно смотрят все. Далеко не каждый смог попасть на трибуны из-за высоких цен, но даже последний бедняк из фавелы может посмотреть матч по телевизору на улице, стоя за спинами посетителей кафе, а затем еще и получить свою порцию обеда. Здесь заказываешь на одного, а получаешь как на всю русскую семью, оставшуюся дома. Не выбрасывать же.
Жители Рио-де-Жанейро выносят телевизор на улицу, чтобы вместе посмотреть матч сборной Бразилии.
Фото: Ирина Варкентин; 66.RU |
---|
Пропустить игры в самой футбольной стране мира невозможно, где бы вы ни находились. Даже в кафе под статуей Христа. |
Фото: Ирина Варкентин; 66.RU |
---|
Бедность в Бразилии граничит с роскошью, поэтому телевизоры вы здесь найдете на любой цвет и вкус. Мне повезло: в моей гостинице стоял огромный ЖК-телевизор с вогнутым экраном и мощной аудиосистемой Samsung. Такие экраны, кстати, уже есть и в Екатеринбурге, найти их можно здесь. |
Одна из немногочисленных демонстраций прошла около фан-зоны на пляже Копакабана за несколько минут до начала матча сборной Бразилии. Около 300 человек, вооруженных лозунгами и плакатами вроде «ФИФА go home», промаршировали вдоль прибрежной линии по живому коридору из суровых бразильских омоновцев, экипированных как черепашки-ниндзя. Завершал процессию знойный трансвестит с игрушечным членом в руках. В общем, с выдумкой, по-карнавальному.
В то же время на улицах вспыхивали несанкционированные акции. За кучкой демонстрантов высылали целую армию автоматчиков на бронированных машинах. Дальше — предупредительные выстрелы в воздух (люди на улицах давно им не удивляются), всех скручивают и увозят.
— Полиция реагирует на митинги довольно жестко, — рассказывает Эберсон Перейра. — Иногда это имеет смысл, а иногда нет. Недавно убили двоих людей, которые были вообще ни при чем… Бразильские власти показали, что если им нужно кого-то успокоить, то они это могут сделать.
Бразильские власти утверждают то же самое.
— Люди выходят на улицы, и это их конституционное право — требовать улучшения государственных услуг и отстаивать свои права, — объясняет один из главных организаторов спортивного праздника года, министр спорта Бразилии Алдо Ребело. — Некоторые используют эту возможность как пропаганду насилия, и они будут отвечать по закону.
— Мы мирные люди, хотя используем энергичный способ выражения нашего мнения. Все службы безопасности работают вместе, и мы готовы действовать сообща в непредвиденных случаях, как на любых международных событиях. Цель такой силы не в подавлении любого вида выражения своей позиции. Бразильцы имеют право выражать свое мнение. Наша цель — гарантировать, что каждый получит спокойствие, которое ему необходимо, — добавляет мэр города Куритибы Густав Фруэрт, очень доброжелательный и приветливый, надо сказать, человек.
Куритиба — это мегаполис европейского типа с высоким по бразильским меркам уровнем жизни, очень похожий на Екатеринбург. Главным достижением Куритибы считается продуманная до мелочей система общественного транспорта (лучшая в Бразилии). Вот куда точно стоит отправиться Евгению Липовичу перенимать иностранный опыт. Но только не во время чемпионата.
Я приехала в Куритибу в день матча нашей сборной с командой Алжира. Передвигаться по городу можно было только на такси, потому что водители общественного транспорта объявили забастовку. Бастовали они и на следующий день. Причем вместе с ними на работу не вышли и водители туристических автобусов. Ирония заключается в том, что местные власти закупили их специально перед чемпионатом, чтобы показать свой город болельщикам во всей красе. Не вышло. Но, вы знаете, ничего страшного в этом нет. Мэр Куритибы не только по-прежнему в хорошем здравии, но даже все так же доброжелателен и приветлив. Подумаешь, забастовка. Сколько их было, а сколько их еще будет! До финала чемпионата время есть.
Фото: Ирина Варкентин; 66.RU |
---|
Подъезжая к «Маракане» нужно быть готовым к тому, что дорогу вам могут перекрыть молчаливые люди с плакатом в руках. Но если немного посигналить, то они не будут ложиться под колеса и перекроют дорогу вашим соседям. |
Бронислав Долгопят — украинец, но в Бразилии его все считают русским. Играл в подростковом составе киевского «Динамо», а в 16 лет уехал в Европу, потом в Израиль, потом в Канаду… Последние 15 лет живет в Рио-де-Жанейро, водит бледнолицых непуганых туристов по фавелам, в самой злостной из которых, Кантагало, прожил два года. Имеет бесчисленное количество татуировок на теле и на «ты» с самыми отмороженными жителями фавел. На чемпионате работает волонтером. Не столько ради любви к бесплатному общественному труду, сколько ради возможности посмотреть игру на главной арене страны.
— Чемпионат мира здесь все хотели, — говорит Бронислав. — Когда бразильцы выиграли заявку, здесь был большой праздник. Но потом все стали смотреть на цены. Оказалось, что мы ничего не вкладываем в образование, а на стадион потратили в четыре раза больше, чем он стоит на самом деле. Очень многое подворовывается.
Фото: Ирина Варкентин; 66.RU |
---|
С точки зрения организации в Рио-де-Жанейро все было круто. «Маракана» по-праву может считаться одним из лучших стадионов в мире. Где еще вам достанутся места с видом на статую Христа на горе Коркаваду? |
Даже «Маракана» не была готова до конца за несколько дней до открытия чемпионата. Пришедшие на последний перед сдачей стадиона матч зрители сидели на огромных бетонных плитах, потому что на 80-тысячной «Маракане» не установили сиденья. Искать указанные в билетах номера было бессмысленно, и люди сами решали, кто где сядет. Взяли и договорились.
— В Бразилии понятие «организация» сюрреальное, — объясняет Бронислав. — Они все делают сумбурно, решают в последний момент. Но как-то у них это получается. Одно время я преподавал в школе. Приходишь — нет учеников или черной доски, на которой можно писать. Все постоянно ломалось. Так что, работая на стадионе волонтером, к бардаку я был готов.
У нас есть выражение «на авось», смысл которого обычно очень трудно объяснить иностранцу. У бразильцев тоже есть свой «авось» — это «жейтиньо бразилейро». И это объясняет все.
— Душ отвалился, ты его приклеиваешь изолентой — это жейтиньо, — говорит Бронислав. — Тебя останавливает полицейский, ты ему даешь взятку — это жейтиньо. Приходишь в ресторан — нет места, ты даешь на лапу кому нужно — жейтиньо. Это значит: хочешь жить — умей вертеться!
У нас общественного мнения нет вообще , никто не захотел собраться и защитить "Центральный" , мы с вами в городе хозяева и мы должны принимать решения . Толку тут в комментариях писать и возмущаться !
Ммм, ненавязчивая реклама