Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Александр Коротич: «Дикое освоение туристами озера Таватуй ведет к катастрофе»

29 апреля 2014, 09:00
Александр Коротич: «Дикое освоение туристами озера Таватуй ведет к катастрофе»
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Автор книги-пророчества рассказывает о легендарном прошлом уральского озера, плачевном состоянии отечественной детской литературы и своем «самом патриотичном проекте» — новой сказке, на этот раз для взрослых.

На днях известный уральский художник, педагог и ведущий дизайнер Первого канала, создатель детского мультимедийного литературно-художественного проекта «Жужа» Александр Коротич представил в Екатеринбурге новую книгу — «Сказания о Гора-рыбе. Допотопные хроники» — сборник мифов и легенд озера Таватуй, возраст которого, кстати, насчитывает более 10 тысяч лет. Несмотря на всю свою сказочность, книга в большей степени рассчитана на взрослых. Сказка о Таватуе — это не только переосмысление известных легенд, но и своего рода предостережение: если люди не будут соблюдать простые законы в отношениях с мифической Гора-рыбой, живущей на дне озера, история уникального места закончится катастрофой.

Александр Коротич: «Дикое освоение туристами озера Таватуй ведет к катастрофе»

В новой книге Александра Коротича рассказывается о времени освоения Таватуя, становлении староверской общины, непростых отношениях племени унхов с заводскими первопоселенцами, о строительстве Верх-Нейвинского завода. Все это происходит на берегах знаменитого уральского озера, которое находится во владениях гигантской Рыбы, хранительницы Таватуя.

— Вы назвали свою новую книгу «самым патриотическим», что сделали в жизни. Что вас привлекло в истории озера Таватуй?
— Все просто. В течение долгих лет каждое лето я провожу на Таватуе. Даже сейчас, когда я объехал многие экзотические страны, самым интересным для меня остается именно это место. Самые красивые парады и театры устраивает небо над Таватуем: над озером удивительные облака. Это мое самое любимое место на свете, это не только природная жемчужина, не только центр отдыха свердловчан, но и удивительное, волшебное место, где происходят чудеса.

— Сейчас слово «патриотизм» приобрело много разных смыслов. Что вы в него вкладываете?
— Слово «патриотизм» испачкано в нашей стране, потому что из всех чувств любовь к родине — одно из самых великих и благородных чувств. Родина может быть не в виде флага с гербом, миллиарда людей, которых ты никогда не видел в жизни. Родина — это то, что ты хорошо знаешь, и то, что ты действительно любишь как свое. Я не родился на Таватуе, я родился в Свердловске, но это место для меня имеет особый смысл.

Александр Коротич: «Дикое освоение туристами озера Таватуй ведет к катастрофе»

Из книги Александра Коротича: «Будто бы когда-то давным-давно здесь, посреди Урала, никаких гор-лесов не было, а была вода — озеро огроменное. И рыбы в том озере водилось видимо-невидимо. И мелкая рыбешка плескалась, да и большие рыбины. И каждой было еды в меру по размеру: мелочь подбирала со дна что придется, средняя — мелкую кушала, большая — среднюю. А людям, что рыбу промышляли, про то место было неведомо, видать, нарочно заколдовано оно было от людей».

— В древности мифы и легенды были средством передачи жизненно важной информации об окружающем мире. Поэтому сказки рассказывали не только детям, но и взрослым. Кому адресована эта книга?
— Книгу я писал для себя. Если считать меня взрослым, то можно сказать, что книга была написана для взрослых, но если считать меня ребенком, то, думаю, это тоже будет справедливо. Я просто писал-писал книгу, а потом подумал, что эта сказка будет интересна кому-то еще.

— Очень часто легенды — это такие страшные сказки. Пугать детей — это тоже часть воспитания?
— Я никого не собирался воспитывать. Единственный назидательный элемент — это пророчество Панкратия Таватуйского о будущем озера, о катастрофе. Поэтому книга стала для меня поводом поговорить о серьезных проблемах. Каждый год на пляже скапливается огромное количество мусора, хотя на самом деле плачевная судьба дикого освоения такого удивительного природного явления, как Таватуй, имеет четкие технологические решения. Время от времени «таватуйские патриоты» выходят на пляж, чтобы убирать мусор после туристов. У нас с сыном есть «День победы над мусором» — 9 мая. Мы выходим на берег и на участке примерно в 50 метров собираем не меньше 50 килограммов мусора, это шесть больших мешков.

— В вашей книге есть по-настоящему страшные легенды об озере?
— В этой книжке есть всякое, и страшное тоже есть. Не я первый сказал, что там кто-то живет. Меня эта мысль преследовала долгие годы, и я все-таки туда поселил существо, которое назвал Гора-рыба. По сути, это сказка о том, ка начиналось освоение Таватуя. Никто этого не видел, никто этого не знает. Исторические сведения крайне отрывочны, фрагментарны. А я просто начал с легенды, которая мне навеяна от самого озера, и меня потянуло за перо или за клавиатуру. И я не смог остановиться.

Александр Коротич: «Дикое освоение туристами озера Таватуй ведет к катастрофе»

Из книги Александра Коротича: «Слыхали, говорят люди: «горный хребет»? Это неспроста. Рыбьи это якобы хребты каменными плавниками над Уралом торчат. Ветра занесли под чешую рыбью семена — и встал лес: где сосна строем, где береза с осиной вразнопляс. Там, где тесно было — речки получились, там, где посвободнее — озера. И забыло солнце, что была здесь когда-то вода великая».

— Основой книги стали реальные исторические факты?
— В книге есть персонажи и события, отмеченные в истории. Я беру за эти нити и начинаю плести какое-то кружево. История здесь — это только повод. От тех читателей, которые решат обвинить меня в нарушении исторических констант, я буду отбиваться томиком Александра Дюма.

— Первая книга кончается затоплением озера Таватуй после перекрытия реки Нейвы плотиной Верх-Нейвинского завода. Продолжение будет?
— Обязательно. Вторая книга будет охватывать 19–20-е годы XX века, события Гражданской войны и сложные отношения Таватуя с советской властью. Третья книга будет о 70–80-х годах, то есть о дачном Таватуе. А удивительное существо, которое живет на дне Таватуя, будет проходить через все повествование.

— Уже сейчас можно предположить, что книга о Таватуе будет пользоваться успехом у уральской публики. Как вы думаете, тема заинтересует читателей из других городов?
— На коммерческий успех книги я изначально не рассчитывал. Я думаю, что книга будет интересна уральцам, для которых слово «Таватуй» является знаковым. Другим эта книга будет интересна в той степени, в какой интересен Бажов. Все-таки это региональный писатель, но читают его все. Надо сказать, что история горно-заводского Урала — это отдельная сказка, о которой еще очень мало написано. Есть исследования, есть сказы Бажова, в которых эта тема уральских заводов лишь слегка приоткрывается.

Александр Коротич: «Дикое освоение туристами озера Таватуй ведет к катастрофе»

Из книги Александра Коротича: «…Опять взлетела Катюшка над озером. Гляди-ка, а озеро-то против вчерашнего вдвое больше стало! Холмы, что прежний Таватуй по берегу обрамляли, большими и малыми островами сделались. Летела Катюшка над островами, а ей будто кто на ухо имена их нашептывал: Макарёнок, Софронов, Ольхов Куст…»

— До сих пор вы были известны как автор детского проекта «Жужа». Книга о Таватуе все же ориентирована на взрослых. Писать для детей — это то же самое, что для взрослых, только лучше?
— Детский текст требует гораздо более серьезного отношения, эта же книга была написана как выдох. Я почти не редактировал текст, а детский текст требует очень жесткого редактирования. Информация в нем должна быть очень емко спрессована в простые предложения. Поэтому долго живут только те писатели, которые умеют вложить мысль и эмоцию в короткие предложения.

— В каком состоянии сегодня находится детская литература?
— Если говорить об отечественной детской литературе, то ее почти нет. Наш проект «Жужа», который начинался без какой-либо серьезной финансовой, организационной подпитки, в 2012 году получил «Книгу года». Из чего я сделал вывод, что конкурентов-то почти нет. К сожалению, считается, что детский рынок — это благотворительность. Родители не хотят покупать книги и инвестировать в детские проекты.

Александр Коротич: «Дикое освоение туристами озера Таватуй ведет к катастрофе»

Сейчас книга доступна в электронном виде (она была издана при помощи системы Ridero). Скачать книгу можно здесь. Весной этого года она появится в магазинах в виде печатного издания. Также будет записана четырехчасовая аудиокнига с авторским музыкальным оформлением.

— Что вы читаете своим детям?
— Недавно я перечитывал сыну сказки, которыми зачитывался в детстве. Выяснилось, что они чудовищно многословны, полны ненужных описаний, на которых ребенок зевает. И юмор в них устарел. Могу сказать, что Носов не стареет. Это писатель, которого можно читать. Сейчас Слава Бутусов зачитывается Носовым. Он читает своему младшему сыну книгу «Незнайка на луне». На вопрос «Какая книга вам больше всего нравится?» он отвечает: «Мне нравится «Незнайка на Луне». Это потрясающая книга, здорово написанная, и язык там интересный. Сейчас государство больше пытается возродить отечественную детскую мультипликацию, которая находится в состоянии комы последние десятки лет. Честно говоря, не знаю, что получится, потому что старые мастера уже ушли.

— А «Смешарики»? Мультсериал показывают в 60 странах мира, он переведен на десятки языков.
— Это коммерческий продюсерский продукт, сделанный строго по коммерческой схеме. Схема была правильная, поэтому проект выстрелил. Это история, которая была придумана для зарабатывания денег. В ней нет литературного мотора. Такими же «Смешариками» являются «Чип и Дейл» и другие американские бренды. Мы никогда не ориентировались на коммерческий успех. Нам казалось, что прежде всего это должна быть интересная литература.

Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU