Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Иерей Михаил Северин: «Рождество — время для милосердия»

6 января 2014, 13:00
интервью
Иерей Михаил Северин: «Рождество — время для милосердия»
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
В канун Рождества Христова вспоминаем о дореволюционных традициях праздника.

Сегодня рождественский сочельник. Православные люди наводят в доме чистоту, готовятся к ночной службе и, конечно, готовят подарки родным и близким. Как раз о подарках мы решили поговорить и пришли в Ново-Тихвинский монастырь. О дореволюционных традициях праздника рассказывает иерей Михаил Северин.

— Расскажите о дореволюционных особенностях праздника, какие традиции дожили до наших времен?
— До революции Россия не праздновала так широко Новый год, главным праздником было Рождество Христово. Именно к Рождеству в доме украшали елку. Вечнозеленое дерево было символом вечной жизни, а традиция наряжать рождественскую ель связана с образом райского дерева, изобилующего плодами. Подарки тоже дарили именно на Рождество, а не на Новый год. Но после революции все религиозные праздники были отменены. Люди остались без Рождества, без подарков и даже без елки. С конца 1920-х годов в России рождественская елка оказалась под фактическим запретом как буржуазный и антисоветский обычай. Только в 1935 году в СССР решили вернуть старый символ в дом, сделав ель не рождественской, а новогодней.

Иерей Михаил Северин: «Рождество — время для милосердия»

Рождественская елка внешне отличается от новогодней. До революции елку всегда венчала Вифлеемская звезда, после ее заменили на кремлевскую пятиконечную.

— В Рождество было принято дарить подарки?
— Да, это был один из главных элементов праздника. При этом подарки дарили не только близким, но и тем, кто нуждается. Православный человек всегда о ком-то заботился, вне зависимости от статуса. Даже царь в рождественский сочельник, 6 января, со свитой стрельцов выезжал в город и прежде всего ехал в тюрьмы, чтобы одарить людей, которые нарушили закон и несут наказание. Он одаривал всех заключенных хорошими дарами, кого-то выпускал. Затем он ехал в богадельни, странноприимные дома, где содержались больные и немощные люди, и богато их одаривал. Пока монарх следовал по городу, он раздавал подарки всем малоимущим. В городе ни один странник, ни один бездомный или бедняк не оставался без подарка.

Это был не просто семейный праздник, а время для милосердия. Люди старались одарить вниманием, заботой, теплом обездоленных и больных.

Ну, а саму ночь перед Рождеством встречали в храме. Служба — это венец поста и один из самых важных моментов праздника.

Иерей Михаил Северин: «Рождество — время для милосердия»

«Испокон веков был обычай на большие праздники — Рождество, Крещение, Пасху, Масленицу, а также в дни поминовения усопших, в родительские субботы — посылать в тюрьмы подаяние арестованным, или, как говорили тогда, «несчастненьким». Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек, которые развозились в кануны праздников и делились между арестантами».
Владимир Гиляровский «Москва и Москвичи», глава «Булочники и парикмахеры»

— Какие дарили подарки?
— Часто дарили конфеты. Это был первый день после рождественского поста, когда человек мог позволить себе сладости. Детям дарили игрушки — символы Рождества. Корабль — как символ церкви, агнец — как напоминание о том, что Господь родился в хлеву. Но никогда не было привязки к конкретным символам, сам подарок был символом Рождества, будь то конфета, пряник или игрушка. Они с одной стороны напоминают нам, что мы празднуем. С другой — это лишь внешний символ той духовной радости, которая должна нас переполнять. Об этом приходится напоминать.

Иерей Михаил Северин: «Рождество — время для милосердия»

В этом году сестры Ново-Тихвинского монастыря, чтобы добавить духовный смысл празднику, кладут в подарки свертки с поучениями о Рождестве.

— Цена подарка имеет значение?
— Вообще было принято делать подарки для близких своими руками. Это могла быть расшитая скатерть, салфетки или мешочек со сладостями. Всегда ценилась вещь, сшитая и вышитая самой мастерицей. У нас при Александро-Невском Ново-Тихвинском монастыре работает швейная и вышивальная мастерские. Сестры, сохраняя давние традиции, делают подарки своими руками. Сегодня, конечно, не обходится и без новых технологий: используется компьютер и специальные вышивальные машины.

Иерей Михаил Северин: «Рождество — время для милосердия»

Сначала за работу берутся сестры-иконописцы. Они разрабатывают орнаменты, создают эскиз будущей вышивки, который затем переводится в цифровой формат.

Иерей Михаил Северин: «Рождество — время для милосердия»

Затем сестры приступают к компьютерной вышивке. Стежок за стежком на экране компьютера выстилаются все орнаменты, узоры, наносятся контуры, линии.

Иерей Михаил Северин: «Рождество — время для милосердия»

И наконец запускают вышивальную чудо-машину. Подробнее о работе мастерской при Ново-Тихвинском монастыре мы рассказывали в прошлом году.

Иерей Михаил Северин: «Рождество — время для милосердия»

Работа эта очень сложная и кропотливая, но зато на вышивках птицы, цветы — словно живые.

— Что бы вы посоветовали, что нужно сделать перед Рождеством?
— Мне очень не хочется формализировать этот светлый праздник. Нет таких правил, что человек должен делать. Это всегда искренний порыв человеческого сердца, неважно, верующий он или нет. Рождество и Новый год — праздники светлые в представлении любого человека. Просто постарайтесь передать этот свет и тепло своим близким и людям, которые вас окружают, тем, кто нуждается в вашем тепле и заботе.

Иерей Михаил Северин: «Рождество — время для милосердия»

Сегодня продаются разные рождественские подарки, иногда их цена достаточно высока. Однако священнослужители говорят, что самое важное не цена подарка, а искренний порыв души и сердца. А подарок можно сделать и своими руками.

Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU; Ново-Тихвинский монастырь