Президент РФ Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву сформировать государственную комиссию в связи с крушением самолета Ту-154 в Сочи, сообщается на сайте Кремля. Также глава государства выразил соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе. Новости об упавшем самолете ему докладывает министр обороны Сергей Шойгу.
Напомним, что лайнер вылетел из аэропорта Адлер в 5:20 мск и уже через 20 минут (5:40 мск) исчез с радаров при выполнении маневра над российской акваторией Черного моря. По некоторым данным, воздушное судно успело подняться на высоту 200 метров и проделать путь всего в 4 км, а затем рухнуло в море. На борту находились 92 человека, все они погибли. Сейчас на месте падения лайнера ведется поисковая операция, спасателям удалось обнаружить тело первого погибшего.
Военным следственным отделом Следственного комитета РФ по Сочинскому гарнизону по факту крушения Ту-154 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ («Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия»), сообщили в СКР. Эксперты рассматривают несколько версий случившегося.
Версия №1. Техническая неисправность самолета
По данным источника «Интерфакс» в экстренных службах, приоритетной версией крушения Ту-154 под Сочи стала версия «технической неисправности», сейчас она «вышла на первый план».
Лайнер находился в эксплуатации с 1983 года. В последний раз его ремонтировали в 2014 году, а в сентябре этого года он прошел плановое обслуживание, заявили в Минобороны России. Есть также вероятность, что в двигатель попала птица: недалеко от аэропорта в Сочи есть станция перелетных птиц и орнитологический парк в Имеретинке.
Версия №2. Ошибка пилота
В Министерстве обороны заявили, что самолетом управлял опытный пилот Роман Волков, летчик первого класса с общим налетом более трех тысяч часов. По данным источников, ошибка пилотирования все же «маловероятна» — все пилоты имели «большой опыт управления воздушными судами такого типа и значительный налет часов». Кроме того, условия погоды в районе крушения были «благоприятными для выполнения полета».
Версия №3. Теракт
По словам одних специалистов, версия теракта «практически исключается», однако по словам других — этот вариант все-таки отрабатывают, передает «Лента.ру». Сейчас спецслужбы проверяют людей, которые могли иметь доступ к самолету в аэропорту вылета и в Сочи.
«Вероятность теракта — это версия. Она не может быть подтверждена или опровергнута до получения информации с бортовых самописцев, но она рассматривается», — сказал источник, также отметив, что предполетный досмотр на рейсах военных бортов не всегда отличается тщательностью, характерной для служб авиационной безопасности гражданских аэропортов.
Между тем, Портал 66.ru нашел на профильном форуме аудиозапись разговоров диспетчеров и экипажа перед вылетом, по ней слышно, что никаких внештатных ситуаций перед взлетом не было. Послушать ее можно здесь.
Известно, что обломки самолета разбросаны в море в радиусе нескольких километров, а крушение произошло через семь минут после взлета. По словам майора ВВС, летчика-инструктора Андрея Красноперова, то, что самолет взлетел и пошел на разворот, означает что двигатели работали исправно и топливо было нормальное, иначе инцидент мог бы случиться еще на взлете. «Ситуация, возможно, схожа с трагедией в Шарм-эш-Шейхе, там тоже после взлета прошло совсем немного времени», — заявил он в интервью «Коммерсанту», вспомнив про самолет, летевший из Египта в Санкт-Петербург, который взорвали террористы в воздухе.
Кроме того, по его словам, Ту-154 — очень надежные самолеты, а то, что пилот не успел подать никаких сигналов бедствия, также настораживает. «Очень странно, самолет на взлете падает очень редко, тем более такого класса. Ту-154 имеет три двигателя, он очень надежен», — сказал Красноперов, уточнив, что и пилоты были очень опытными.
«Как правило, у этих самолетов только может отвалиться хвост. А во всех остальных случаях летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое на седьмой минуте полета. Так что, на экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается», — заявил летчик.
Андрей Красноперов, майор ВВС, летчик-инструктор:
— Самолет, как и в Шарм-эш-Шейхе, моментально потерял скорость и просто упал в штопорное положение, то есть неуправляемое. В этом случае летчик просто при такой перегрузке, которая в этом случае случается, не только не мог доложить диспетчеру, но и включить сигнал бедствия был не в состоянии. Представляете, лайнер начинает просто сильно вращаться. Поэтому я думаю, произошло разрушение самолета, как это было в Шарм-эш-Шейхе, где скорость у него была сначала 780 км/ч и потом резко стала 170 км/ч, и потеря высоты 1000 м. Сейчас надо посмотреть радары, именно как скорость падала.
Красноперов отмечает, что самолет просто разлетелся на части, значит, падал он уже не целый.
Андрей Красноперов:
— Самолет развалился, просто развалился, значит, взорвался, значит, где-то кому-то дали чемоданчик, учитывая, что это был рейс в Сирию, и летели музыканты из ансамбля, могли что-то пронести с этими музыкальными инструментами, кто-то что-то мог подложить. Поверьте, такой разлет осколков бывает только при разрушении самолета в воздухе. Просто он взрывается, и все. А когда лайнер просто падает, получается пятно масляное, и потом всплывают части. Самолет, если он падает, пикирует в воду, просто исчезает, его находят через какое-то время.
Напомним, в авиакатастрофе никто не выжил. Помимо восьми членов экипажа, на борту также были военнослужащие Вооруженных Сил РФ, музыканты ансамбля имени Александрова, летевшие поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС России на авиабазе «Хмеймим», а также девять журналистов «Первого канала» (корреспондент, звукорежиссер и оператор), «Звезды» и НТВ. Кроме того, среди погибших — глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, более известная как Доктор Лиза.
Отметим, что это уже вторая авииакатастрофа с участием самолета Минобороны за неделю. Ранее, в понедельник, в Якутии разбился Ил-18, все пассажиры и члены экипажа выжили, потому что летчики смогли посадить лайнер на незнакомое поле при сильным ветре, в сильном снежном буране.
Красноперов отмечает, что тогда метеоусловия были ужасными, но пилоты справились, а сегодня погодные условия были хорошими, и если бы что-то случилось с самолетом или с двигателем, борт бы просто развернулся, и стал планировать в сторону аэродрома, сел бы в прибрежной зоне. «Пускай самолет бы развалился, но летчики, и экипаж, и пассажиры были бы живы, понимаете? — говорит Красноперов. — А тут резкое падение, так бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось».
Ил-18 и Ту-154, разбившиеся на этой неделе, в аэропорту Кольцово.
Примечательно, но оба самолета — и Ил-18, и Ту-154 — базировались в екатеринбургском аэропорту Кольцово.
Фото Всеволода Махова