По уточненным данным, в ночь на 1 сентября из Рефтинского спецучилища для несовершеннолетних осужденных сбежали 46 человек. Как сообщили в пресс-службе прокуратуры Свердловской области, по состоянию на 9:45, 41 воспитанника удалось вернуть в стены учреждения.
Бунт начался в столовой. Сообщается, что воспитанники отказались от еды, сломали стеклянную дверь и через забор покинули территорию спецучреждения.
На место прибыли наряды полиции, беглецов разыскивали по всему городу, сообщает с места происшествия корреспондент Портала 66.ru. Стражи порядка прочесывают ближайшие окрестности, коллективные сады и автодороги. Основное направление поиска ведется по автомобильным трассам в сторону Асбеста и Сухого Лога. Именно туда, по мнению полицейских, могут прорываться подростки. На въездах в Рефтинский дежурят наряды ДПС и ППС. «Подростки совершили побег в футболках, без теплых вещей. Скорее всего, они отсиживаются ночью в коллективных садах», — неофициально рассказывают полицейские.
|
---|
Сотрудники ГИБДД заводят очередного задержанного на территорию спецучилища. |
Отметим, это уже не первый бунт с побегом в этой колонии. Полицейские сообщают официальную версию причин побега. Однако истинные мотивы беглецов могут скрываться совсем в другом. Поговорив со многими участниками инцидента, журналисты Портала 66.ru приводят три главных версии случившегося.
Версия 1. Просто не хотят учиться
Такое предположение высказывают официальные представители полицейского главка. Они считают, что, возможно, трудные подростки не хотели садиться за парты, потому рискнули и совершили побег. Однако, прямо скажем, сами мы в эту версию не очень верим.
|
---|
Оперативники возвращают в стены спецучилища еще двух сбежавших подростков. |
Версия 2. Показательный бунт ради смены режима и руководства
В первый раз воспитанники Рефтинского спецучилища устроили побег для того, чтобы был снят с поста заместитель директора по режиму СПТУ Сергей Бакшаев. Напомним, следователи сейчас ведут уголовное дело и подозревают Бакшаева в систематическом избиении и унижении подростков, содержащихся в спецучилище.
О том, как вел себя замдиректора, и следователям, и журналистам Портала 66.ru рассказывали воспитанники.
Артем, воспитанник Рефтинского спецучилища:
— Он мог ударить, мог наорать, оскорбить. Мог ударить ладонью или пнуть со стула. Мог закрыть в комнату у КПП. Мог угрожать, как мне, что когда ты освободишься, он встанет у забора, подкараулит и переломает ноги.
Они напрямую утверждают, что предыдущий бунт был связан именно с этим.
Артем, воспитанник Рефтинского спецучилища:
— Просто не было уже сил все это терпеть. Мы в декабре 2015 г. устроили бунт. Информацию про него тогда от всех скрыли. Мы знали, что будут последствия, что кто-то из нас за это уедет в Кировград (Кировградская воспитательная колония, — прим. ред.). Мы сознательно пошли на это, чтобы власти услышали о Бакшаеве и Хуторном (директор училища, — прим. ред.), которые некомпетентно относятся к детям.
Однако, как рассказывают осужденные подростки, после того как Бакшаева заключили под домашний арест, режим и порядки в Рефтинском спецучилище принципиально не поменялись. Его место занял бывший подчиненный, а директор учреждения, заявляли воспитанники, не сделал ничего для того, чтобы изменить ситуацию.
|
---|
Отметим, в пользу этой версии говорит тот факт, что побег был приурочен ко Дню знаний, возможно, для того чтобы привлечь внимание, в том числе и со стороны СМИ. Однако пока задержанным подросткам выступить не дали, сообщает корреспондент Портала 66.ru, который дежурит у ворот учреждения. По его словам, задержанных быстро заводят внутрь, на территорию никого не пускают, комментарии журналистам давать не разрешают.
Этой же версии придерживаются и в прокуратуре, и сотрудники Следственного комитета, которые уже организовали доследстванную проверку.
Александр Шульга, старший помощник руководителя СУ СК России по Свердловской области:
— По предварительным данным, массовый самовольный уход произошел в связи с несогласием ряда воспитанников с порядком, установленным в учреждении. В рамках доследственной проверки следователем СКР будут опрошены как подростки, участвовавшие в инциденте, так и другие воспитанники училища. Кроме того, будут проведены опросы представителей администрации спецучилища, преподавательского состава, будет истребована и проанализирована документация, касающаяся должностных полномочий сотрудников училища, а также вопросов обеспечения пребывания воспитанников и охраны учреждения.
Версия 3. Попытка давления на следствие
Как ни странно, побег могли организовать сами сотрудники спецучреждения — для того чтобы показать широкой общественности и следователям, ведущим дело в отношении Бакшаева, что без него обстановка на режимном объекте резко ухудшилась и опасные подростки, лишившись жесткого надзора, вышли из-под контроля.
По собственной информации корреспондентов Портала 66.ru, как минимум одну попытку организации побега сотрудники режимного спецучилища уже предпринимали, это было сразу после того, как Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении Бакшаева. Однако тогда детдомовцы, которых подбивали к показательному бегству, на это не пошли, а информация о попытке искусственно дестабилизировать ситуацию в училище, по нашим данным, дошла до следователей.
Отметим, по данным близких к правоохранительным органам источников, дело против Сергея Бакшаева построено на показаниях нескольких подростков, подкрепленных результатами тестов на детекторе лжи. На полиграфе воспитанники спецучилища пересказали множество эпизодов, свидетельствующих о чрезмерной жестокости Бакшаева и его подчиненных. Приведем лишь несколько из этих историй.
Согласно показаниям одного из потерпевших, в личный кабинет Бакшаева его вызвали в августе 2014 года — за то, что повредил кафельную плитку в медсанчасти. Отчитав подростка за этот проступок, замначальника ударил его в голову, в грудь и в живот.
В феврале 2014 года тот же воспитанник снова оказался «на приеме» у Сергея Бакшаева. В этот раз начальник обвинил парня в том, что тот пронес на территорию сотовый телефон, и потребовал выдать мобильник. Воспитанник утверждал, что никакого телефона у него нет. В гневе Бакшаев ударил подростка ногой в пах, а когда тот согнулся от боли — нанес еще один удар — локтем в спину. На этом «профилактическая беседа» была окончена.
В том же году другого воспитанника вынесли из кабинета замдиректора: добиваясь признания в использовании мобильника, Бакшаев бил его по голове, пока тот не упал без сознания. По словам потерпевшего, позже его несколько недель прятали в изоляторе — ждали, когда синяки и другие следы побоев сойдут.
В ноябре 2015 года Бакшаев вызвал к себе еще одного подопечного. Обвинения предъявил те же: сотовый телефон. Признания не добился и избил парня разделочной доской и бильярдным кием (зачем он хранил эти предметы в кабинете, не ясно). Бил по локтям, голени, в коленные чашечки.
И снова ноябрь 2015-го. В кабинет заместителя директора по режиму привели подростка, вступившего в словесную перепалку с сотрудником училища. Его, согласно показаниям самого потерпевшего, истязали сразу несколько подчиненных Бакшаева. Ударили в живот, уронили на пол и, удерживая челюсть руками, били головой об пол.
Текст: Дмитрий Антоненков; Алексей Земляков. Фото: Дмитрий Антоненков; 66.RU
Голодают, что ли?