8 сентября 2011, 11:21

Авария Як-42 под Ярославлем: как это было

Накануне в 16:02 (мск) сразу после взлета рухнул на землю с небольшой высоты самолет Як-42, на борту которого находилось 45 человек.

На борту воздушного судна находилась хоккейная команда «Локомотив» (Ярославль), которая в полном составе летела в Белоруссию для участия в запланированном на 8 сентября 2011 г. матче с клубом «Динамо» (Минск). На месте погиб уроженец Свердловска, вратарь хоккейного клуба «Локомотив» Александр Вьюхин.

Двух пассажиров, выживших в катастрофе самолета Як-42, часть которого при падении упала в Волгу, из воды вытащили местные жители, — сообщает РБК. Подробности чудесного спасения рассказала фельдшер местной туношенской райбольницы Наталья Панова. Она прибыла на место происшествия в составе бригады скорой помощи одной из первых.

Наталья Панова:

— На месте уже были местные жители. Один из них бросился в воду и среди тел нашел живого. Это был бортмеханик Александр Сизов. У него был перелом правого бедра и правой ноги. Скальпированная рана головы и ожоги лица. Он был в состоянии болевого шока и ничего не говорил. Мы оказали ему первую помощь и отправили на подъехавшей из Ярославля скорой в больницу.

Другого выжившего, нападающего «Локомотива» Александра Галимова, по словам Натальи Пановой, подобрал местный рыбак и на моторной лодке повез в Ярославль. Получивший множественные травмы и ожоги 80% поверхности тела хоккеист, как сообщили вчера вечером врачи, был прооперирован, но его состояние остается крайне тяжелым.

Одним из ключевых все еще остается вопрос о причинах этой страшной аварии. По словам экспертов, во время разгона по взлетно-посадочной полосе самолет проскочил точку отрыва. Работники аэропорта Туношны рассказали, что в воздух самолет поднялся в самом торце полосы, уже цепляя шасси грунт. По их словам, из-под колес Як-42 в конце разбега уже поднималась пыль.

Свидетели утверждают, что набрать высоту машина так и не смогла: оторвавшись от земли всего на несколько метров, самолет начал заваливаться на левое крыло. Затем снес мачту ближнего приводного радиомаяка, расположенную в 450 м от конца полосы, и рухнул на берег Волги. Эти данные подтверждает и эксперт в области безопасности полетов, заслуженный военный летчик РФ Андрей Гусев. Ссылаясь на диспетчера, Гусев рассказал, что лайнер оторвался от полосы слишком далеко, перебежав ее.

Андрей Гусев, пилот:

— В авиации подобные катастрофы называют «лейтенантской ошибкой», свойственной молодым пилотам. Отрыв от полосы самолета при недостаточной мощности двигателя — самоубийство. Пройдя «точку принятия решения», в которой еще можно прекратить разбег, пилот все же решил взлетать. Он, скорее всего, совершил типичную ошибку — «поддернул» лайнер, инстинктивно потянув штурвал на себя. При недостаточной тяге, едва взлетев, самолет тут же свалился на крыло.

Эксперты считают что проблема, скорее всего, застигла экипаж врасплох, когда скорость превысила 200 км/ч. В этом случае самолет, даже начав экстренное торможение, уже не смог бы остановиться в пределах полосы. Согласно руководству по летной эксплуатации Як-42, отрыв переднего шасси производится при скорости 215 км/ч. Для набора высоты требуется 420 км/ч, которые, по версии пилотов, неисправные двигатели самолетов уже не вытянули, что и привело к сваливанию на левое крыло.

Отметим: сегодня в России 16 авиакомпаний эксплуатируют 57 воздушных судов Як-42. В настоящее время силами территориальных управлений Ространснадзора проводятся разовые проверки всего парка воздушных судов типа Як-42, включая проверку состояния топливных систем и двигателей. Эксплуатация воздушных судов будет приостановлена до устранения недостатков, выявленных в ходе проверок.

Тем не менее катастрофа успела серьезно ударить по имиджу России в глазах запада.

New York Times:

— Авиакатастрофа, в которой погибли хоккеисты «Локомотива», похоже, нанесет ощутимый удар по российскому хоккею. Миллиардеры и крупные госкомпании вроде «Газпрома» накачивают деньгами Континентальную хоккейную лигу, строя арены и увеличивая зарплаты в попытке удержать игроков и нанять заокеанских и европейских звезд. Эта катастрофа, похоже, заставит теперь легионеров дважды задуматься, получая предложения из России.

Для России, где так ценят хоккей, это трагедия национального масштаба, — говорится в сообщении CNN. Капитан клуба НХЛ Chicago Blackhawks Джонатан Тоус: «Я отказываюсь верить тому, что видят мои глаза. Это худшее, что было в хоккее».

Сегодня Дмитрий Медведев поручил правительству провести необходимые организационные мероприятия, а также дал поручения следственному комитету и правительственным органам предпринять все необходимые действия для расследования катастрофы. По факту авиакатастрофы уже возбуждено уголовное дело по ст.263 (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта) Уголовного кодекса РФ.

В связи с ЧС глава государства изменит программу своего участия в Ярославском политическом форуме. В четверг, по прибытии в Ярославль, Дмитрий Медведев посетит место трагедии, чтобы почтить память погибших.

Свердловский хоккейный клуб «Автомобилист» также не остался в стороне и сегодня официально выразил соболезнование родным и близким погибших в авиакатастрофе ЯК-42.

ХК «Автомобилист» (Екатеринбург):

— В одночасье не стало великолепной хоккейной команды, одной из сильнейших в России. Среди жертв авиакатастрофы — граждане разных стран, члены национальных и молодежных сборных. Вместе с миллионами людей руководство, тренерский состав, хоккеисты и болельщики ХК «Автомобилист» испытывают чувство глубокой скорби и выражают искренние соболезнования родным и близким погибших. Память о них навсегда сохранится в наших сердцах.

В настоящее время спасатели вновь приступили к исследованию дна Волги, надеясь найти остальных погибших. Тела 16 человек уже опознаны.