7 марта 2014, 17:48

Профессор Александр Перцев: о голых мужиках, свальном грехе и Ксении Собчак

Профессор Александр Перцев: о голых мужиках, свальном грехе и Ксении Собчак
Фото: cтраница Даниила Пивоварова в сети Facebook
Руководителя департамента философии УрФУ мы попросили объяснить мотивы людей, бегающих по Екатеринбургу без одежды. Узнали много нового.

Всего за одну неделю Екатеринбург видел как минимум троих голых мужчин. Двое бежали из медицинских учреждений (одного из них, к слову, до сих пор не поймали). Но третий оголился, будучи совершенно здоровым (вроде бы). И мы до сих пор не очень понимаем, зачем он это сделал. Прославиться, наверное, можно как-то по-другому.

За ответом обратились к профессионалу — доктору философских наук, профессору, руководителю департамента философии УрФУ Александру Перцеву. Он объяснил:

— Стендаль говорил, что первое появление в обществе обязательно должно сопровождаться вызовом на дуэль. Но это было в девятнадцатом веке. А сейчас следует действовать как-то иначе. Тенденция идет по нарастающей. Приведу понятный пример: первыми ведущими на телевидении назначали самых красивых мужчин и женщин народа. Позже их сменили люди с запоминающимися лицами.

А сейчас единственная возможность привлечь внимание зрителя — поставить ведущим человека, вызывающего острое раздражение и желание на него напасть. Андрей Малахов и Ксения Собчак — очень яркие подтверждения этой тенденции. Люди их ненавидят, бесятся, но смотрят.

Теперь следующий шаг — чтобы привлечь внимание, молодые люди идут на социальные демарши. Кто-то надевает маски и пляшет в церквях, а кто-то, наоборот, раздевается догола и идет на улицу. Действия, так скажем, разнонаправленные, но совершенно однотипные.

То есть люди раздеваются только для того, чтобы привлечь внимание к себе. И это не новое веяние. Точно так же вели себя скоморохи. Их появление на публике нередко сопровождалось свальным грехом (оргией, — прим. ред.).

Но это самое очевидное объяснение желания молодых людей ходить голышом по Екатеринбургу. Можно копнуть глубже. Ницше, к примеру, говорил, что женщина удерживает мужчину множеством масок. Она снимает одну, другую, третью… И этот процесс продолжается до бесконечности. Хотя там, в конце, под всеми масками ничего по большому счету нет.

Женщина — главный герой современной культуры. Если, опять же, включите телевизор, то увидите: и прокурор, и следователь там — женщина. Она бегает с пистолетами и практически голой грудью.

И подобно женщине, все современные люди прячутся за социальными ролями, за аватарами, за никами в интернете и так далее. Политический консультант одновременно может оказывать свои услуги и коммунистам, и эсерам, и единороссам.

Я подозреваю, что людям так надоело прятаться под множеством масок, что им остро хочется чего-то нового, чего-то неприкрытого. И публично раздеваясь, они, возможно, пытаются привлечь внимание к себе подлинному.

Но, это важно отметить, я таких людей ни в коем случае не оправдываю. Раздеваться надо в культурных рамках. Потому что без посыла, без воззвания, без комментариев одно голое тело ни о чем не говорит.