2 апреля 2013, 16:52

Григорий Потемкин: «Мишарин прав. Скоростные поезда — это очень круто»

Наш человек в Китае неожиданно, спустя год, узнал о железнодорожных планах бывшего губернатора родного региона. И рассказывает, как подобные инфраструктурные проекты мощно, быстро и с размахом реализуют предприимчивые китайцы.

В России снова заговорили о строительстве скоростных железных дорог. РЖД, судя по всему, не собирается отказываться от этой идеи и готовит проект на одобрение федеральных властей.

Скоростные магистрали Александр Мишарин анонсировал еще в статусе губернатора Свердловской области. Тогда проект вызвал даже некоторое недоумение. В основном из-за астрономической стоимости. И разговоры продолжаются. Железнодорожники все собираются приступать.

Но отвлечемся от цены. Пока в России обсуждают, в Китае такие дороги строят. С невероятной скоростью, не задумываясь об их стоимости. Для них скоростные проезда — это не повод для дискуссий. Это огромный, стратегически важный проект.

Экономика Китая питается налогами средних и мелких бизнесменов. Государству важно помогать бизнесу: чтобы любой фермер из самой глухой деревни как можно быстрее мог добраться до Шанхая или Пекина, решить все свои вопросы и вернуться в родное село. Потому денег на дороги не жалеют. Зато жестко контролируют их расход, а проворовавшихся чиновников просто казнят.

К примеру, есть за пределами города Сямэня район. Я там был недавно. Пустырь. Там ничего нет… кроме огромного вокзала. Это просто дворец железнодорожного транспорта, в 50 раз больше екатеринбургского аэропорта Кольцово. И к нему по рельсам регулярно ходит скоростной поезд.

А вокруг — пустыня. Но это только пока. Раз построили вокзал, значит, есть генплан, по которому через 2–3 года здесь будет все: магазины, офисы и огромный жилой район на миллион человек. И он будет заселен, потому что добраться отсюда до крупного города — это не проблема.

Эта шанхайская железнодорожная станция — самая крупная в Азии. Ее общая площадь — порядка 1,3 млн квадратных метров. Фото: © REUTERS/Aly Song, Carlos Barria.

Паутина новых железных дорог опутала весь Китай. То есть сообщение налажено не только между ключевыми экономическими центрами. Из любой точки Китая в любую точку Китая можно быстро и с комфортом доехать на поезде.

Есть обычные поезда. Билет на них стоит очень дешево, ходят они регулярно. Никаких проблем. Но есть еще скоростные. Они интереснее. Такие составы летят по специальным, поднятым над землей линиям со скоростью 280–320 километров в час.

Китайские поезда серии CRH-380A. Могут мчаться по рельсам со скоростью больше 350 км в час. Фото: © REUTERS/Aly Song, Carlos Barria.

На поворотах тебя просто вжимает в кресло. При этом ты едешь с комфортом. В таких поездах хорошее питание, как в самолете, проводницы — как стюардессы, установлены и работают кондиционеры, в вагоне идеально чисто.

Типичная китайская проводница. Фото: © REUTERS/Aly Song, Carlos Barria.

И эта паутина скоростных магистралей непрерывно растет. Телевизор мне ежедневно рассказывает о новых вокзалах, о новых линиях. Ежедневно! Страшно подумать, в какие суммы этот проект обходится государству.

Мне сложно говорить о деньгах. Но мне кажется, скоростные линии могут даже быть прибыльны. Потому что в Китае они реально конкурируют с авиацией.

Билет на скоростной поезд стоит в два раза дешевле, чем на самолет. Самолет летит со скоростью 900 километров в час. Поезд — 300 километров в час. Но время от пункта А до пункта Б — примерно одно и то же.

Потому что, выбрав самолет, ты тратишь много времени впустую. Во-первых, тебе надо добраться до аэропорта. А он в 100% случаев вынесен за черту города. Во-вторых, ты тратишь много времени в самом аэропорту: примерно по часу на посадке и по прилету. Вот и получается, что на поезде можно добраться примерно в тот же срок, но в два раза дешевле.

А автомобильное сообщение железным дорогам вообще не конкурент. В Китае ехать на машине не просто дольше, чем на поезде. Это, к тому же, и дороже.

Автобаны в стране построены не для того, чтобы по ним из города в город колесили легковушки. Скоростные магистрали возвели для бизнеса: по ним с фабрик в порты едут грузовики. Везут контейнеры с товарами.

Для всех остальных автобан — это слишком дорого. Несоизмеримо дороже, чем билет на скоростной поезд. За право проехать один километр по трассе придется выложить 3–4 рубля.

Потому проблем с пассажирами у скоростных дорог нет. И, я думаю, колоссальные вложения из государственного бюджета, может быть, даже окупятся.