Раздел Бизнес
24 июня 2011, 16:00

Областной премьер вывел торговые сети на чистую воду

Анатолий Гредин считает, что крупные уральские торговые сети злостно укрываются от налогов. Похоже, им придется доплатить несколько сотен миллионов рублей.

На заседании областной комиссии по содействию в обеспечении устойчивой деятельности хозяйствующих субъектов, которое провел глава областного кабинета министров Анатолий Гредин, была рассмотрена деятельность крупных торговых сетей, работающих под торговыми марками «СтройАрсенал» и «СуперСтрой», «Монетка», «Атлант» и «Пикник».

По мнению областных властей, сети уменьшают прибыль, которая должна облагаться налогом, за счет увеличения коммерческих, управленческих и прочих расходов. Удельный вес этих расходов у некоторых торговых сетей составляет более 90% от валовой прибыли и 15% от общей выручки. В эту группу попали «Монетка» и «Атлант». По заявлениям налоговой службы, торговой сетью «Монетка» за счет использования схем по оптимизации налогов «сэкономлено» 128 млн руб., которые не попали в областную казну.

Еще один способ оптимизации — «дробление» бизнеса, за счет которого торговые сети существенно снижают налоговую нагрузку, так как не уплачиваются налог на прибыль организаций, НДФЛ с предпринимательской деятельности, налог на имущество организаций и другие налоги. В правительстве заявляют, что нередки случаи, когда под одной торговой маркой на территории области осуществляют деятельность 10-14 организаций, находящихся на специальном режиме налогообложения. По этой схеме работают «Атлант» и «Пикник».

Анатолий Гредин, председатель областного правительства:

— По оценке министерства финансов Свердловской области, существует несоответствие налоговых перечислений организаций торговли полученной выручке. У меня возникает вопрос об элементарной социальной справедливости: скидки от производителей и дистрибьюторов торговые сети получают как крупные организации, а налоги платят как мелкие предприниматели.

Еще одна проблема, которая обсуждалась на заседании областной правительственной комиссии, — низкая официальная заработная плата работников торговых сетей. Если в среднем по отрасли она составляет 21771 рубль, то в «Монетке» ее уровень, по официальным данным, 16000 рублей, в «Атланте» — 11900 рублей, а в «Пикнике» и того меньше — 10000 рублей. Для области это особенно чувствительно, поскольку значительную долю регионального бюджета составляет налог на доходы физических лиц.

Роман Речкин, партнер юридической компании «ИНТЕЛЛЕКТ-С»:

— Налоговой нужно доказать, что документы сети — недостоверны и не соответствуют реальным экономическим процессам: несмотря на наличие документов о том, что бизнес ведется разными юрлицами, фактически это единый налогоплательщик. И во-вторых, что у налогоплательщика, который ведет бизнес таким образом, отсутствует разумная (деловая) цель, кроме налоговой минимизации. Сложность доказывания этого зависит от конкретной ситуации, фактов и условий деятельности конкретных магазинов сети.

По словам г-на Речкина, если факт нарушения будет доказан, то налоговая сможет объединить обороты всех лиц в качестве единого налогоплательщика. При этом с общего оборота будет доначислен НДС, налог на прибыль. С общей заработной платы — ЕСН, с общей стоимости имущества (основных средств) — налог на имущество организаций. В результате торговым сетям придется дополнительно уплатить сотни миллионов рублей налогов.