Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Областной премьер вывел торговые сети на чистую воду

24 июня 2011, 16:00
Анатолий Гредин считает, что крупные уральские торговые сети злостно укрываются от налогов. Похоже, им придется доплатить несколько сотен миллионов рублей.

На заседании областной комиссии по содействию в обеспечении устойчивой деятельности хозяйствующих субъектов, которое провел глава областного кабинета министров Анатолий Гредин, была рассмотрена деятельность крупных торговых сетей, работающих под торговыми марками «СтройАрсенал» и «СуперСтрой», «Монетка», «Атлант» и «Пикник».

По мнению областных властей, сети уменьшают прибыль, которая должна облагаться налогом, за счет увеличения коммерческих, управленческих и прочих расходов. Удельный вес этих расходов у некоторых торговых сетей составляет более 90% от валовой прибыли и 15% от общей выручки. В эту группу попали «Монетка» и «Атлант». По заявлениям налоговой службы, торговой сетью «Монетка» за счет использования схем по оптимизации налогов «сэкономлено» 128 млн руб., которые не попали в областную казну.

Еще один способ оптимизации — «дробление» бизнеса, за счет которого торговые сети существенно снижают налоговую нагрузку, так как не уплачиваются налог на прибыль организаций, НДФЛ с предпринимательской деятельности, налог на имущество организаций и другие налоги. В правительстве заявляют, что нередки случаи, когда под одной торговой маркой на территории области осуществляют деятельность 10-14 организаций, находящихся на специальном режиме налогообложения. По этой схеме работают «Атлант» и «Пикник».

Анатолий Гредин, председатель областного правительства:

— По оценке министерства финансов Свердловской области, существует несоответствие налоговых перечислений организаций торговли полученной выручке. У меня возникает вопрос об элементарной социальной справедливости: скидки от производителей и дистрибьюторов торговые сети получают как крупные организации, а налоги платят как мелкие предприниматели.

Еще одна проблема, которая обсуждалась на заседании областной правительственной комиссии, — низкая официальная заработная плата работников торговых сетей. Если в среднем по отрасли она составляет 21771 рубль, то в «Монетке» ее уровень, по официальным данным, 16000 рублей, в «Атланте» — 11900 рублей, а в «Пикнике» и того меньше — 10000 рублей. Для области это особенно чувствительно, поскольку значительную долю регионального бюджета составляет налог на доходы физических лиц.

Роман Речкин, партнер юридической компании «ИНТЕЛЛЕКТ-С»:

— Налоговой нужно доказать, что документы сети — недостоверны и не соответствуют реальным экономическим процессам: несмотря на наличие документов о том, что бизнес ведется разными юрлицами, фактически это единый налогоплательщик. И во-вторых, что у налогоплательщика, который ведет бизнес таким образом, отсутствует разумная (деловая) цель, кроме налоговой минимизации. Сложность доказывания этого зависит от конкретной ситуации, фактов и условий деятельности конкретных магазинов сети.

По словам г-на Речкина, если факт нарушения будет доказан, то налоговая сможет объединить обороты всех лиц в качестве единого налогоплательщика. При этом с общего оборота будет доначислен НДС, налог на прибыль. С общей заработной платы — ЕСН, с общей стоимости имущества (основных средств) — налог на имущество организаций. В результате торговым сетям придется дополнительно уплатить сотни миллионов рублей налогов.