Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

По городу кочуют магазины распродаж с воздушными шариками и громкоговорителями. Зачем они это делают

28 сентября 2023, 09:35
Продавцы «эксклюзивной финской одежды», шуб и постельного белья открывают точки на несколько дней, после чего переезжают на другое место. Вернуть купленную вещь практически невозможно. Кроме того, «ликвидаторы товаров» изводят жильцов многоэтажек громкой аудиорекламой. Однажды это закончилось убийством.

В Екатеринбурге начался новый сезон «однодневных распродаж». Под такими вывесками работают продавцы дубленок, постельного белья и «эксклюзивной финской одежды». Точки открывают на несколько дней, привлекают покупателей шариками, громкоговорителями и активными промоутерами с мегафонами.

Магазины «Ликвидация» появляются в самых разных локациях. Ярмарки существуют всего несколько дней, после чего найти продавца практически невозможно. Обычно предприниматели арендуют пустующие помещения на первых этажах жилых домов на три-четыре дня. Причем спустя определенное время магазины могут вернуться на ту же точку и снова начать распродажу в связи с ликвидацией или ограниченным завозом.

«Такая схема может работать долго, если магазин продает товар неосновного или нерегулярного спроса, товары с низкой частотой покупок — мебель, сумки, обувь, одежду, сувениры, товары для дома, хозяйственные товары. Покупателю, пришедшему в магазин, трудно сравнить цены на эти товары с другими предложениями на рынке, и каждая рекламная волна очередной «ликвидации» захватывает новых покупателей, которые еще не слышали о распродаже и не покупали на ней», — цитирует «Ъ» независимого ритейл-консультанта Гульфиру Крок.

Организаторы таких распродаж находят человека, который оформляет статус индивидуального предпринимателя, который де-юре становится собственником магазинов. Участники рынка объясняют, что практически каждое ИП, созданное для таких целей, работает не больше трех месяцев. Это позволяет лишний раз не контактировать с покупателями и не возвращать им деньги за товар. Еще одна проблема в том, что на многие товары не выдают чеки, а оплату принимают только переводом или наличными, что также осложняет возврат.

Каждый сотрудник в магазине распродаж проходит обучение и занимает собственную нишу в системе. Бывшие «зазывалы» и «продажники» рассказывают, что в первую очередь их заставляли выйти из «зоны комфорта». Чтобы мотивировать продавать больше и лучше — пройтись голым по улице, сидеть на собрании в одном белье и т. д. Получает сотрудник не фиксированный оклад, а процент, кроме того, есть система штрафов за невыполненный план. По оценке бывшего организатора ярмарок-гастролеров, в сезон одна такая компания может зарабатывать до 200 тыс. чистой прибыли в день, пишет «Газета.ru».

В общественных организациях по защите прав потребителей отмечают, что на таких ярмарках в основном продается контрафакт, который никто не проверяет на соответствие техническому регламенту. Кроме того, часто вещи отдают «с большой скидкой», но на самом деле по завышенной цене.

В Роспотребнадзоре напоминают, что «праздничная распродажа имеет точные сроки акции, характеризуется приличными скидками на все товары и имеет цель привлечь покупателя для покупки качественного товара по сниженной цене».

Другая сторона магазинов «однодневных распродаж» — навязчивая звуковая реклама. И хотя в 2021 году Госдума приняла поправки в закон, запретив размещать звуковую рекламу на фасадах зданий, организаторов таких магазинов это не останавливает. Громкоговорители приматывают к столбам, с рупорами ходят и сами продавцы.

Наказать за громкую рекламу может ФАС, однако компании, как правило, съезжают из арендованных помещений раньше, чем надзорные органы успевают решить проблему. Но есть и исключения. Так, в ноябре 2022 года сотрудники свердловского УФАС признали ненадлежащей звуковую рекламу магазина одежды «Мир кожи и меха» на улицах Екатеринбурга. На звуковую рекламу пожаловалась жительница дома возле ТЦ «Марс», где располагался рекламируемый магазин. Колонка висела на электрическом столбе возле торгового центра.

На предпринимателя, арендовавшего помещение в ТЦ «Марс» для магазина «Мир кожи и меха», завели административное производство по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Однако сумма штрафов для физлиц, которыми являются индивидуальные предприниматели, составляет до 2,5 тыс. рублей. Наказание для юрлиц — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Иногда назойливая звуковая реклама приводит к трагедии. Так, в январе 2016 года 58-летний Сергей Галахов из охотничьего ружья несколько раз выстрелил в 25-летнего промоутера Анну Носову, зазывавшую с помощью мегафона посетителей в магазин «Меха». На предварительных слушаниях он заявлял, что неоднократно обращался в полицию с жалобами на громкую рекламу, но никаких мер принято не было. В итоге девушка от полученных ран скончалась, а Галахова приговорили к 12 годам строгого режима.