Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Изнанка бизнеса. Асфальт для уральского климата существует, но в Екатеринбурге вы его никогда не увидите

4 апреля 2016, 11:00
инструкция
Изнанка бизнеса. Асфальт для уральского климата существует, но в Екатеринбурге вы его никогда не увидите
Фото: кадр из м/ф «По дороге с облаками»; архив 66.ru
Урал обречен на кривые дороги. К разгильдяйству рабочих и чиновников добавляется географический фактор: суровая зима и горный ландшафт заостряют недоработки подрядчиков.

С приходом весны екатеринбургские автомобилисты наблюдают одну и ту же картину: на разных участках дорожная одежда сходит вместе со снегом. Бездорожье все привыкли объяснять нарушениями технологии при укладке асфальта. Когда люди в оранжевых жилетках занимаются дорожными работами в снег или дождь, их принято фотографировать, а снимки выкладывать в соцсети с порицающими комментариями. Однако дело не в несчастных работниках подрядных организаций. Вернее, не только в них. Собеседник Портала 66.ru, знакомый с ситуацией изнутри, и авторитетный специалист, услугами которого пользуются разные компании, перечислили нам разные причины происходящего. Мы решили плюрализма ради объединить их мнения в одну «Изнанку бизнеса», выстроив полную цепочку.

Всё начинается с порочных госзакупок. По действующей системе, подряд получает тот, кто предложит меньше. Тот, кто демпингует, экономит, во-первых, на рабочей силе, а во-вторых (и это самое главное) — на материалах. Бывает по-другому: в документации не указаны четкие критерии оценки. А непрозрачная система не исключает коррупционный сговор. Про воровство и откаты я вообще молчу.

Часто используются дешевые марки покрытия, пригодные разве что для проселочных дорог. Они не соответствуют ГОСТу. С качественным асфальтобетоном выиграть аукцион практически нереально.

У городских властей есть две любимые компании, которые поочередно получают крупные контракты. Сговор тут очевиден, а это антипод конкуренции и повышения качества. Старые связи нужно рушить, расширяя квалификационные требования к участникам конкурса или вводя предварительный отбор.

Любимым подрядчикам многое прощается. Горадминистрация совсем не контролирует выполнение подрядчиком гарантийных обязательств. Срок — три года, а дороги разбиты уже на второй. Но чиновники не идут в суд. Хотя казалось бы: мэрия жалуется на недостаток финансирования — так используй все возможности пополнения казны.

Старт конкурсных процедур всегда затягивается: бюрократические препоны, бумажки становятся главным тормозом. Распорядитель — область — спускает деньги тогда, когда рабочие должны быть уже на объектах. А ведь еще готовить конкурсную документацию, выбирать победителя — на это уходит как минимум месяц. Чтобы не потерять эти средства, город часто идет на нарушения и выводит дорожников под снег.

Изнанка бизнеса. Асфальт для уральского климата существует, но в Екатеринбурге вы его никогда не увидите

Не поможет никакая современная техника, если нарушаются технологии работ. Всем известная укладка асфальта в снег или дождь — один из косяков. Не надо быть геологом или физиком, чтобы понять, что вода между слоями асфальта при замерзании расширяется, его вспучивает. При ямочном ремонте дорожники, например, могут не подготовить поверхность, положить холодный асфальт, который плохо схватывается со связующим слоем.

Есть и географический фактор. Урал — это регион с постоянными температурными перепадами. Погода может переходить через ноль больше 50 раз. Маленькие трещинки в дорожной одежде и попадающая туда влага делают дороги такими, какими мы их видим. Спасла бы работающая система водоотведения. При отлаженной работе ливневой канализации разрушений удалось бы избежать.

А еще у нас Уральские горы. Плиты ходят, грунт ходит. Когда двигается основание, когда щебень уходит в песок, а песок перемешивается с грунтом — тогда и начинаются процессы, приводящие к большим ямам. По идее, при дорожном строительстве характеристики ландшафта, как и климатические условия, должны учитываться.

Нарушается технология уплотнения покрытия. Должно быть определенное количество проходов катка. Оно устанавливается пробной укаткой. Правильно: приезжает лаборатория, делает замеры, и уже на основе их указаний работы продолжаются. Неправильно: как сейчас — на глаз. Обязательно должно быть выполнено сопряжение полос. Асфальтоукладчики делают сначала одну сторону, а потом вторую. Если трещина идет посередине, значит неправильно сделано сопряжение.

Можете забыть всё, что было сказано выше. Самый большой урон дорожному покрытию наносят автомобильные шипы. Ради эксперимента попробуйте быстро протереть щебень об металл. Щебень растворится, уйдет в пыль. За зиму при интенсивности городского движения материал полностью вышлачивается. В этом плане мы обречены. Витают, конечно, идеи законодательно запретить металлические шипы, а использовать липучки, как в Китае. Боюсь, учитывая неповоротливость государственного аппарата, долго придется ждать.

Фото: кадр из м/ф «По дороге с облаками»; архив 66.ru