Раздел Бизнес
25 ноября 2013, 15:23

Дневник предпринимателя. После вуза сразу в бизнес

Дневник предпринимателя. После вуза сразу в бизнес
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Открыть бизнес, едва окончив университет? Это возможно, доказывает история второго героя спецпроекта «Дневник предпринимателя». В свободное от предпринимательства время он работает на заводе.

Нашему второму герою, затеявшему открыть собственный бизнес, исполнилось всего 24 года. Закончив УрГЭУ, он пошел работать на завод. Для того чтобы иметь стабильный заработок и спустя какое-то время взять кредит в банке на свое дело.

Предприниматель: Юрий Шапоров

Бизнес: магазин детской одежды Stillini
Открылся: 21 сентября 2013 г.

«Я как закончил институт, сразу понял, что хочу работать на себя, а не на дядю, хочу сам создавать рабочие места. Еще когда учился в университете, пробовал получить грант от государства через Центр поддержки малого и среднего предпринимательства, но мой проект защиту не прошел. Потом думал купить работающий магазин одежды, но откуда взять деньги? У меня, конечно, были кое-какие сбережения, однако их было недостаточно», — вспоминает начинающий предприниматель Юрий Шапоров.

В итоге наш герой устроился работать на завод — специально для того чтобы шел стаж, было официальное место работы и белая зарплата. «Так я смог бы взять потребительский кредит и направить эти средства в свое дело, — говорит Юрий. — Пока работал на заводе, времени зря не терял — оценил предложения банков. Пройдя не одну кредитную организацию, случайно узнал о том, что в Сбербанке появилась специальная программа по кредитованию стартапов».

Юрий Шапоров, предприниматель:

— Кредит в Сбербанке был моим единственным шансом открыть бизнес, не имея внушительной суммы в кармане. Сначала я хотел взять потребительский кредит, но, во-первых, ни один банк не дал бы мне нужную сумму (а это несколько миллионов) да еще на длительный срок. Во-вторых, ставки по потребительским кредитам начинаются от 20%. Я узнавал — мне одобрили бы максимум 500 тысяч. А тут я получил в кредит 2 млн 799 тысяч рублей на 3,5 года под 18,5%.

Щедрость банка объясняется просто: кредит выдан на создание бизнеса по франчайзинговой схеме, так же как и в первом нашем репортаже. Бизнес-модель детально прописана компанией-франчайзером, в ней четко обозначены все необходимые аспекты: требования к помещению, рекомендованный ассортимент товара, ключевые активности. Будущего бизнесмена оценил и банк (с точки зрения благонадежности), и франчайзер (с точки зрения готовности и способности вести конкретный бизнес).

Вписаться в 60 квадратных метров

Мы застали нашего героя на стадии открытия магазина. За неделю до того как он открылся для посетителей, на витринах почти все уже было развешено и аккуратно разложено, но работы все равно оставалось много: повесить занавески в примерочных, кое-где разложить оставшийся товар, одеть манекены по сезону…

Стартап: магазин детской одежды Stillini
Объем инвестиций по типовому проекту: 3 500 000 руб.
Объем инвестиций реальный: 3 499 050 руб.
Из них собственных средств: 700 050 руб. (20%)
Объем средств по кредиту «Бизнес-старт»: 2 799 000 руб.
Срок кредита: 42 месяца (3,5 года).
Срок окупаемости по типовому плану: от 26 месяцев
Срок окупаемости по факту: выясним в ходе спецпроекта

По словам предпринимателя Юрия Шапорова, с момента появления идеи начать бизнес по франшизе до фактического открытия магазина прошло несколько месяцев. «Я знал, что буду открывать именно магазин одежды, а потому сразу изучил внушительный список одежных франчайзеров, аккредитованных в Сбербанке. Но договориться удалось не со всеми. У кого-то был слишком большой объем первоначальных инвестиций, у кого-то бренд, который совсем не знают на Урале, — рассказывает наш герой. — В итоге остановился на магазине детской одежды Stillini».

Основными аргументами в пользу Stillini стало то, что, во-первых, в Екатеринбурге уже есть один такой магазин, а значит — бренд уже известен горожанам. А во-вторых, высокое качество одежды.

«Я был приятно шокирован, когда узнал, что вся одежда для российских магазинов производится в Екатеринбурге, на собственной фабрике Stillini. Это значит, что нам, екатеринбуржцам, вдвойне повезло: сроки доставки товара минимальные и расходы на транспортировку тоже. При этом фирма швейцарская, так что и местное производство построили по европейским стандартам качества», — говорит новоиспеченный владелец магазина.

«Одежду у меня можно найти на разный кошелек. Но, независимо от цены, сделана она на совесть, по европейским стандартам. Для меня было важно найти именно такого поставщика, потому что я знаю, что одежду для детей выбирают с особой тщательностью — у самого младшие братья есть. Куртки, штаны, кофты — все должно выдержать испытания даже самого шустрого непоседы, иначе и брать не будут».

Так же как и нашему первому герою, с поиском помещения Юрию Шапорову повезло — площадка нашлась быстро. Но она оказалось значительно меньше стандартов: 60 вместо рекомендуемых 100 кв. метров. «Объяснял франчайзеру, что Ботаника — район молодой и перспективный, и аудитория здесь как раз нужная — молодые семьи с детьми. Доказывал, что новый торговый центр «Ботаника-молл» — подходящее место. Посмотрите сами — тут одни детские магазины: огромный магазин игрушек, детская обувь и одежда, детское кафе… Это значит, что сюда люди будут целенаправленно приходить именно для того, чтобы одеть-обуть свое чадо. Да, проходимость пока не самая большая в городе, но зато аудитория — целевая, из 10 человек 9 приходят сюда именно за детскими товарами», — рассказывает предприниматель. Франчайзер с доводами согласился.

Скидки для новичков

Согласование помещения — это только полдела. Его нужно было еще привести в надлежащий вид. Бизнес по франчайзингу накладывает определенные обязательства: нужно не только продавать определенный товар, но и придерживаться жестких стандартов в оформлении помещения и сервисе.

Чтобы уложиться в смету по ремонту, Юрий нанял знакомых строителей. Но выиграв в деньгах, потерял во времени. «Думал, раз уж знакомые — проблем не будет. Оказалось, еще как будут. Работать никто не хочет, успевать в сроки — тем более. Обещали сделать все максимум за 10 дней — а делали дней 18. Две недели строители только приступали к работе. А потом за ними пришлось еще самому доделывать кое-какие мелочи: сам натягивал декоративные тросы, прикручивал вешалки, подвешивал кондиционер к потолку. А что делать? Ведь это мой бизнес», — говорит Юрий.

Для ремонта помещения Юрий нанимал строителей. Но некоторые вещи пришлось доделывать самому — где гвоздь вбить, где подкрасить.

На ремонт ушла существенная сумма — 300 тысяч рублей. Еще порядка 200 тысяч ушло на кассовое и торговое оборудование. Самая внушительная статья расходов — товар. «Из 3,5 миллионов больше половины (2 млн 160 тысяч рублей) ушло на закупку товара. Но я бы не называл это тратой, скорее, вложением денег. Купленные сегодня свитера и пуховики завтра принесут мне доход», — считает Юрий.

Еще 160 тысяч рублей наш герой должен был отдать торговому центру за первый месяц аренды, но заплатил в десятки раз меньше: «Мне сделали скидку на первый месяц работы: я заплатил всего 10 тысяч рублей вместо 160. Плюсом на 8 месяцев мне дают поблажку: буду платить не по 160, а по 100 тысяч. Это существенная экономия, особенно на старте».

Чтобы спать спокойно

После открытия наш герой не собирался сам работать за прилавком магазина… Но другого выхода не осталось. «Найти продавца оказалось не так-то просто. На испытательный срок я предложил зарплату 15 тысяч, никто не пошел. Вакансий на рынке много, зарплату можно найти и выше. Но я тоже не могу платить сразу много денег человеку, в котором не уверен. Дилемма», — резюмирует начинающий бизнесмен. «Я ведь не жадный, если будут продажи хорошие, то и зарплату подниму, — уточняет он. — Сейчас как раз продумываю программы лояльности и мотивации для своих сотрудников».

«У меня было три кандидата на должность продавца. Один человек устроился на другую работу, не дождавшись открытия, второй пропал и не берет трубку. Третий человек сегодня должен был выйти, но как видите — не вышел. Снова придется искать».

По плану Юрия, в магазине должно работать четыре продавца, по два в одну смену. «Оформлять всех буду по-белому. Лично для меня так проще, пусть я буду платить социальный налог, но зато все будет честно. Не хочу я лишних проблем с законом, уж лучше пусть совесть будет чиста и спать можно будет спокойно», — с воодушевлением говорит наш герой.

Работать на себя — это удовольствие

Юрий вообще оказался воплощением предпринимательского оптимизма и уверенности. Когда речь заходит о будущем магазина, в его глазах — ни искры сомнения, ни тени страха: «Персонал найти? Найдем! Налоги заплатить? Заплатим! Кредит? Еще раньше срока погашу, вот увидите».

— С завода уволишься? — спрашиваю Юрия.
— Я взял отпуск на две недели, чтоб спокойно открыться. А в принципе, меня устраивает мой график: работаю день — ночь, потом отсыпной и выходной. Цикл — четыре дня, три дня из них я свободен и могу делать все что захочу. Первое время буду совмещать. Решил для себя, что до февраля поработаю, а там посмотрим.

— Но сейчас отоспаться-то тоже надо…
— На том свете отоспимся. Уж лучше я буду свой бизнес поднимать, чем валяться на диване и работать на кого-то. Я на 99,9% уверен, что у меня все получится хорошо. Но не дай бог, если что-то пойдет не так, кредит все равно как-то надо будет отдавать, поэтому пока работаю.

— Наметил себе контрольную точку, когда поймешь, зря затеял стать предпринимателем или нет?
— Есть другая контрольная точка — в какой срок магазин успеет окупиться. Рассчитываю, что это произойдет за год. План такой: за год погашаю кредит, выхожу по своим затратам в ноль и имею 2 млн рублей в оборотных средствах. Магазин на этом этапе продолжает существовать без меня, а я займусь развитием сети — не хочу останавливаться на одном магазине. Планирую открыть вторую точку в феврале. Думаю, все это будет не так сложно сделать.

Юрий уже четко представляет, как будет работать его магазин. Главные элементы в этой картине — счастливые дети и довольные родители: «Вот здесь будет стоять ваза с конфетами — буду угощать всех маленьких посетителей. А здесь воздушные шары — буду их вручать каждому карапузу, даже если родители на этот раз ему ничего не купили».

— Какие главные задачи стоят перед тобой сегодня?
— Найти продавцов — раз. Установить эквайринговое оборудование, чтобы покупатели могли расплачиваться банковскими карточками, — два. Участвовать в детских праздниках, которые проводит торговый центр, — три.

— Что сейчас дает тебе бизнес?
— Радость. Помню, когда открыл коробки с товаром, обрадовался — мне так сильно понравилась одежда, которую я буду продавать. Мне нравится здесь все, вплоть до гвоздика и вешалки — это мое. Я представляю, как буду работать, какие у меня будут хорошие продавцы, как я буду платить им хорошую зарплату. Представляю, как тут будут бегать детишки, как будут радоваться их родители и они сами, когда подарят ребенку обновку. Я уже чувствую эту социальную ответственность за людей, которых найму. И мне приятно это чувство ответственности. Именно предвкушение этой будущей радости заставляет меня работать, каждый день приходить сюда ни свет ни заря, раскладывать одежду, наряжать манекены, разбираться с бухгалтерией…

— А усталость?
— Есть немного. Но это начало. В начале всегда тяжело.

Фотографии: Дмитрий Горчаков, 66.ru