С января нового года отменяют интернатуру для стоматологов и фармацевтов, а с 2017-го — для выпускников педиатрического и лечебно-профилактического факультетов. На деле это означает, что теперь сразу после выдачи диплома студент на три года отправляется в поликлинику — лечить вас и ваших детей. Таким образом Минздрав надеется компенсировать нехватку терапевтов и педиатров в районных больницах и предоставить вчерашним студентам возможность попрактиковаться на живых людях. Только после этого молодой специалист сможет поступить в ординатуру и наконец стать тем, кем мечтал: хирургом, офтальмологом, урологом, гинекологом…
![]() |
---|
О том, можно ли выпускников подпускать к больным сразу после вручения диплома, почему студенты не хотят работать участковыми в поликлиниках и как изменения в системе медицинского образования ударят по статистике смертности в Екатеринбурге, мы писали в первой серии спецпроекта «Интерны кончились!». На этот раз мы вместе с будущими врачами отправились на занятие в симуляционный центр Уральского медицинского университета и выяснили, насколько хорошо будущие врачи справляются с манекенами и почему между «умными» симуляторами с компьютерной начинкой и настоящим больным — огромная разница.
![]() |
---|
Первый тренажер — по отработке искусственного дыхания и искусственного массажа сердца. Медицинский симулятор на первый взгляд можно принять за настоящего человека. Киборг полностью одет и даже обут. Пока студенты проводят реанимацию, он фиксирует ее эффективность, скорость выполнения и вентиляции дыхания. Вся информация поступает на планшет.
![]() |
---|
Студенты идут на задание парами. Один делает искусственное дыхание, второй — массаж сердца. Нет ни ободряющих возгласов, ни шуток про «изо рта в рот» (все-таки это уже не школа, а университет). Правда, несмотря на всю серьезность будущих врачей, получается не у всех. Двое студентов не успевают спасти пациента, и он «умирает» прямо у них на руках. Тихо, без предсмертных судорог и вздохов. Только цифры на экране…
![]() |
---|
![]() |
---|
Следующее испытание — кабинет травм. На столах лежат человеческие конечности: руки и ноги с ожогами, порезами, переломами… Показатели эффективности эти тренажеры не выдают — действия студентов оценивает преподаватель. Вот студент неправильно бинтует обожжённую руку и тут же получает замечание: «Нет, не так! Между большим и указательным проведи бинт…»
Игорь Черников, заместитель руководителя учебно-научного центра УГМУ:
— Раньше студенты, еще совсем «зеленые», после теории шли к настоящим больным и делали на них ошибки. Сейчас это исключено — они уходят от нас полностью подготовленными.
![]() |
---|
![]() |
---|
Обожжённая рука забинтована, и мы переходим в соседнее помещение, где на трех койках лежат руки. Это симуляторы для отработки навыков выполнения инъекций. Руки-тренажеры бывают разные: мужские, женские, детские. Анатомических отличий, конечно, нет, но дополнительная визуализация все равно помогает в обучении, говорит преподаватель.
![]() |
---|
Руки для уколов, как и другие тренажеры, — разного производства: норвежского и китайского. Норвежские стоят дорого, но держатся долгие годы. Китайские — дешевы, но ломаются намного быстрее: одна из рук для уколов, например, порвалась за несколько месяцев.
![]() |
---|
Студентки смазывают место укола спиртом, нащупывают вену и аккуратно вводят иглы. Здесь главное — выбор вводимого препарата. Интересно, что все, что использовалось во время упражнения, утилизируется как отходы класса «Б». Всё как в настоящей больнице!
![]() |
---|
Следующая остановка — кабинет, имитирующий родильное отделение. На койке лежит манекен младенца, изо рта торчит трубка. Он там не один — вокруг еще много тренажеров, изображающих маленьких детей. Все с застывшими в немом плаче лицами. Видимо, для большей натуралистичности. Они предназначены для отработки навыков реанимации, этим студенты и занимаются. Справляются практически все.
![]() |
---|
![]() |
---|
В центре есть несколько тренажеров, заслуживающих особого внимания. Это универсальный тренажер-трансформер и кузов скорой помощи. Первый можно собирать, как конструктор лего, в нем всё съемное. Он позволяет комбинировать последствия любого ЧП: оторванные пальцы, разрывы, порезы, открытые переломы — полная свобода творчества! Снять и заменить можно даже половые органы.
![]() |
---|
![]() |
---|
Кузов скорой полностью идентичен машинам реанимации, которые ездят по Екатеринбургу. Он оснащен как настоящий автомобиль: колесные носилки, шкафчики для препаратов, есть даже сейф для медицинских наркотиков. Внутри кузова — камеры. Так преподаватель может на расстоянии следить, как студенты справляются с задачей.
![]() |
---|
Для полного погружения в работу на скорой в центре собираются использовать большой проектор, на котором будут показывать записи катастроф и ЧП. Это позволит создать стрессовую атмосферу: с криками и взрывами, чтобы закалять и готовить студентов к тому, что их ждет в реальной жизни.
![]() |
---|
В скором времени в центре появится еще один интересный тренажер: операционная, которую тоже оборудуют камерами для дистанционного наблюдения. Вместо манекенов там будут работать живые люди — специально нанятые актеры. Это нововведение придется как раз кстати: будущие врачи жалуются, что муляжи не могут заменить живых людей. Резать актеров, конечно, никто не будет, но в случае ошибки вопли подставного больного обеспечены. «Это уже кое-что. Ведь главное в медицине — это психология, умение с людьми общаться», — говорит один из студентов, Константин.
Константин, студент УГМУ:
— Работа с муляжами не дает гарантии того, что вы сможете помочь настоящему пациенту. Например, тренажер для сердечно-легочной реанимации не учитывает возрастные особенности: у пожилых людей кости хрупкие, и если все делать так, как учит тренажер, их можно сломать.
![]() |
---|
С ним согласен и другой будущий врач, который рассказал, как в детстве ставил уколы плюшевым игрушкам.
Юрий, студент УГМУ:
— Реальных навыков оказания помощи живому человеку все равно не будет, только представление. Это примерно как обучающий фильм посмотреть. Разница между вкалыванием иглы в тренажер и в живого человека огромная! Я в детстве плюшевым игрушкам уколы ставил — вот с тренажером примерно то же самое, только добавляются еще обработка и перчатки. У живого человека же все очень индивидуально.
![]() |
---|
Увеличение часов практических занятий, среди которых уроки в симуляционных центрах, — важная часть изменений в системе образования для медработников, которые предполагает федеральный государственный стандарт третьего поколения. При этом сами студенты признаются, что пока практики не хватает. Сама перспектива вести самостоятельный прием на участке в городской поликлинике им представляется туманной. Большинство опрошенных нами студентов признаются, что пока не готовы ставить диагнозы живым пациентам, и надеются на помощь опытных врачей, давно работающих в поликлиниках.
Текст: Михаил Смирнов; Ирина Кузнецова; 66.ru. Фото: Антон Буценко для 66.ru