Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Push me!» Как УБРиР приучает людей контролировать свои расходы в кризис

25 декабря 2015, 09:00
Колонка
«Push me!» Как УБРиР приучает людей контролировать свои расходы в кризис
Фото: Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU
Екатеринбургский банк под Новый год презентовал мобильное приложение, которое стимулирует людей отказаться от SMS-оповещения и тщательно следить за своими финансами. В кризис сервис должен взлететь.

Уральский банк реконструкции и развития одним из первых в стране внедрил систему оповещения клиентов с помощью push-уведомлений. Новый функционал зашит в специальное мобильное приложение. Разбираемся в том, как это работает, а главное — зачем это нужно банку и клиенту.

Законодательная предыстория

В мае 2014 года Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в федеральный закон «О национальной платежной системе». Поправки коснулись деятельности банков и платежных операторов: теперь они обязаны уведомлять клиентов о любой операции по их картам. В то же время стоимость SMS для банков за последние два года стала выше в разы. Если в конце 2013 года одно SMS обходилось банку примерно в три копейки, то сейчас это уже 70 копеек.

Естественно, в такой ситуации банки стали искать способ сократить издержки. Некоторые игроки переложили часть расходов на плечи клиента, сделав услугу SMS-уведомлений платной. Другие начали искать более дешевые аналоги: USSD, push-уведомления, присматриваться к мессенджерам вроде Viber, WhatsApp или Telegram.

Наиболее распространенным решением стали push-уведомления. Такой формат общения с клиентами в 2015 году одним из первых реализовал УБРиР.

Возможность перейти с привычных SMS на push-уведомления банк упаковал в отдельное мобильное приложение «Мой счет». Разработка сервиса началась весной 2015 года, а уже в декабре банк совместно с компанией-разработчиком TIM-Connect, которая первой в России представила инновационную разработку информирования клиентов, презентовали готовое приложение.

«Push me!» Как УБРиР приучает людей контролировать свои расходы в кризис

Новый сервис информирует клиента обо всех операциях по картам. Кроме того, в качестве дополнительной ценности в него зашита опция персональной финансовой аналитики.

Легко, просто, без пароля

Установить приложение можно, скачав его на App Store или Play Market. Клиента он идентифицирует по номеру телефона (нужно ввести при первом использовании и подтвердить кодом из SMS), все имеющиеся карты УБРиР, при оформлении которых был указан номер телефона, после этого автоматически привязываются к приложению.

Дальше для входа в приложение не понадобится никаких паролей или пин-кодов. «Этот сервис чисто информационный, поэтому нет никакой необходимости защищать его дополнительным паролем. В наш век, когда человеку приходится запоминать неимоверное количество пин-кодов, это настоящее спасение мозга от перегруза», — говорит Александр Шерман, представитель компании TIM-Connect, совместно с которой банк разрабатывал сервис.

Вообще возможность установить пароль на вход в приложение есть, но необходимости в этом нет, считают разработчики. Сервис — исключительно информационный, с его помощью нельзя совершать какие-то операции, можно только отслеживать движение средств по счету и получать push-уведомления, в том числе для работы в мобильном и интернет-банке.

Александр Шерман, представитель компании TIM-Connect:

«Push me!» Как УБРиР приучает людей контролировать свои расходы в кризис

— Глобально потребители финансовых услуг делятся на два полюса: одни снимают зарплату в день получки, вторые расплачиваются безналом везде где только можно, активно используют интернет и мобильный банк. Банкам нужно соответствовать ожиданиям и тех, и других. Это неимоверно сложно. Но приложение «Мой счет», на удивление, окажется полезным и тем, и другим.

Для тех, кто неактивно пользуется картой и до сих пор не попробовал мобильное банковское приложение, это будет простой, понятный и бесплатный инструмент, позволяющий следить за движением финансов.

«Концепция вывода наиболее востребованных функций в отдельное приложение не нова. Опыт показывает, что так можно охватить достаточно большую часть аудитории, которой не нужно множество функций. В данном случае мы дали людям возможность в одно касание узнать самые важные вещи для владельца карты: сколько денег на ней осталось — раз, никто кроме владельца этой карточкой не пользовался — два. Легко, просто, быстро, без логинов и паролей», — объясняет Александр. По его словам, не исключено, что для многих приложение окажется первой ступенькой к использованию полнофункционального мобильного банка.

Быстрее, безопаснее, умнее

Продвинутым пользователям наиболее интересной окажется связка этого приложения с мобильным банком. Ключевых преимуществ тут три.

Первое — это скорость. Привычное SMS от банка может идти несколько минут, push-уведомление приходит моментально — за доли секунды. Для получения таких уведомлений достаточно самого слабого сигнала мобильного интернета. А если мобильный интернет не работает и в течение минуты push-уведомление до адресата не доставляется, сообщение от банка отправляется с помощью обычного SMS.

«Push me!» Как УБРиР приучает людей контролировать свои расходы в кризис

Разница в скорости, конечно, не глобальная. Но получать информацию мгновенно, безусловно, приятно.

Второе — более важное для продвинутого клиента преимущество — это безопасность.

Мобильные зловреды уже научились перехватывать SMS-сообщения от банков. В 2014 году таким способом у россиян украли более миллиарда рублей. Перехватывая SMS-сообщения, кибермошенники получают доступ к интернет-банку и могут увести все деньги клиента, а тот ничего не будет подозревать. Жертвами становятся не просто абстрактные «россияне», а вполне конкретные люди — мы рассказывали о том, как в такой ситуации оказалась и жительница Екатеринбурга. Увы, но вернуть деньги после вирусной атаки крайне сложно. А потому вопрос безопасности для владельцев смартфонов встает очень остро.

Push-уведомление, в отличие от SMS, идет по защищенному каналу от банка через оператора к клиенту. Поступив на смартфон, оно хранится в специальном защищенном хранилище в приложении. На данный момент не известно ни одного случая перехвата таких уведомлений.

«Push me!» Как УБРиР приучает людей контролировать свои расходы в кризис

Главная функция приложения — предоставить информацию о движении средств на картах.

Наконец, вишенка на торте — встроенный в приложение персональный менеджер расходов. Он автоматически учитывает все расходные операции, распределяет их по различным категориям и формирует отчет в виде понятной инфографики.

Александр Шерман:

— Далеко не все люди задумываются над тем, что, как и когда они тратят. Удобная и понятная инфографика позволит наглядно увидеть структуру расходов, проанализировать нужные и необязательные траты. Человек задумается: «Я ведь хочу на отпуск накопить, а вместо этого каждое утро, проходя мимо кофейни, покупаю кофе навынос за 200 рублей. В месяц это 4–6 тысяч рублей, в год — больше 50 тысяч! Эдак на отпуск не накопить». В кризис такая аналитика очень полезна.

Менеджер расходов работает только в информационном режиме. Давать советы по правильному расходованию средств он не будет. Такое «умничание» может раздражать клиентов, куда лучше просто дать полную информацию, а выбор финансового поведения оставить за человеком, посчитали в банке.

Михаил Свердлов, руководитель дирекции стратегического развития информационных технологий УБРиР:

«Push me!» Как УБРиР приучает людей контролировать свои расходы в кризис

— С приложением «Мой счет» клиент получает персонального и очень удобного менеджера расходов с возможностью в реальном времени видеть остатки по своим счетам, кредитам, вкладам. В текущей экономической ситуации клиент получит уникальный инструмент для финансового планирования, а значит, сможет оптимизировать свой семейный бюджет.

Из минусов продвинутые пользователи могут отметить то, что в приложении на данный момент нет формы обратной связи в виде чата с сотрудниками банка. В эру мессенджеров эта опция стала уже почти must-have пунктом. В банке не исключают, что в ближайшее время этот функционал появится, а пока на экстренный случай в приложении есть кнопка для быстрой связи с колл-центром.

Разделяй и властвуй

Очевидно, что подход УБРиРа в отношении мобильных приложений — отражение рыночных тенденций. Во-первых, отдельные функции будут выделяться в специальные облегченные приложения. Во-вторых, кредитные организации будут уходить от SMS, искать альтернативный способ общения с клиентами. Push-уведомления в этом ключе выглядят наиболее перспективным каналом коммуникации — потому что они дешевле и безопаснее. Так что и для банка, и для разработчиков этот проект был знаковым. Какова будет реакция клиентов, судить пока рано.

«Push me!» Как УБРиР приучает людей контролировать свои расходы в кризис

Сейчас в App Store и Play Market оценки приложения разнятся. Средний балл достаточно высокий — 3,9.

Официально приложение было запущено 11 декабря. Количество установок уже перевалило за несколько тысяч только на платформе Android — это значит, что каждый день приложение скачивают несколько сотен человек. По мнению экспертов, в текущей экономической ситуации интерес к подобным приложениям будет только возрастать.

Константин Мельницкий; 66.RU; 66.RU