Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Финансовый тест-драйв: управляем банковским счетом по телефону

12 мая 2014, 11:20
Финансовый тест-драйв: управляем банковским счетом по телефону
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Как проверить баланс своего банковского счета или сделать платеж там, где нет ни отделений банков, ни банкоматов, ни интернета? Тестируем возможности мобильного банкинга.

Банки сегодня похожи на больницы, с той точки зрения, что здоровому человеку ходить туда незачем. Так же и необходимость бывать в банковском офисе практически отпала: все, что необходимо для управления счетом, и так есть под рукой — компьютер, планшет и смартфон. И если к интернет-банку все привыкли, то его «сородича» — мобильный банкинг многие незаслуженно обходят стороной. Так, к примеру, по статистике Уральского банка Сбербанка России, сегодня каждый второй, кто подключил интернет-банк, пользуется им активно (то есть регулярно совершает по несколько операций в месяц). А вот доля активных пользователей мобильного банкинга гораздо ниже: таких всего 30%. Мы решили продолжить традицию тест-драйвов банковских сервисов и испытать на прочность систему управления счетом с помощью мобильного телефона.

Итак, в нашем арсенале мобильный телефон и банковская карта Сбербанка. Задача на сегодня: проверить баланс по карте, оплатить мобильный телефон, не используя ни интернет-банк, ни банкоматы, ни терминалы оплаты. Заходить в отделения банка по условиям эксперимента тоже не рекомендуется.

На первый взгляд задача кажется сложной. Но только на первый. Все эти операции можно совершить, отправив пару SMS-сообщений. Даже скорость мобильного интернета значения не имеет, а иногда и баланс на мобильном, лишь бы связь была.

Я была уверена, что мобильный банк — это всего лишь SMS об операциях по карте: снял деньги — получил SMS, пришел аванс — вновь сообщение. Но функционал оказался гораздо шире. Фактически можно полноценно управлять счетом с помощью SMS-команд или USSD-запросов: заплатить за мобильный телефон, перевести деньги с карты на карту, погасить кредит, заплатить за интернет, заблокировать карту и даже купить билет в театр или на аэроэкспресс. Единственный минус — нужно изучить язык общения с системой. Иду изучать инструкцию на сайт банка.

Документ немаленький — 46 страниц. Зато доходчиво расписано и наглядно показано все, вплоть до покупки подарочных карт iTunes.

Первый шаг, который нужно сделать, — проверить, подключена ли у меня услуга «мобильный банк». Сделать это можно в интернет-банке или отправив SMS-сообщение, а подключить — в банкомате. Вообще, если вы получаете SMS-сообщения от банка об операциях по карте, то услуга у вас подключена. Для надежности можно отправить запрос и удостовериться.

Отправляю сообщение с текстом «справка» на номер 900 (с него мне обычно приходят SMS-сообщения от банка). В ответ получаю информацию о том, какие карты к услуге подключены, а также набор самых распространенных команд.

Если «мобильный банк» у вас не подключен, то тут дистанционными сервисами не обойтись. Придется прогуляться до ближайшего отделения банка, захватив с собой паспорт. Впрочем, есть и более простой способ: для подключения услуги подойдет любой банкомат или платежный терминал банка. Все что понадобится — только ваша карта.

Банкоматы и терминалы работают без перерывов и выходных. Для подключения услуги понадобится только карта и пара минут времени.

Посмотреть, какие ваши карты подключены к «мобильному банку», можно и в интернет-банке. Тут же можно настроить различные шаблоны, но об этом позже. А вот подключить услугу в онлайне, увы, не удастся.

Раз у меня все работает — начинаю тестировать. В сообщении написано, что для пополнения баланса своего телефона достаточно отправить SMS с нужной суммой, а номер телефона, оператора связи и карту списания программа определяет автоматически.

Проверяем, сумму выставляю 50 рублей — если ошибусь или деньги повиснут в воздухе, не жалко. Но этого не произошло: SMS о снятии денег со счета приходит в эту же минуту. Проверяю баланс мобильного — все в норме, отправленные 50 рублей пришли без приключений и, что немаловажно, без комиссий.

Задача номер два — перевести деньги на телефон другому человеку. Это будет посложнее, но совсем чуть-чуть. Сообщение будет длиннее ровно на номер телефона абонента, которому вы переводите средства, и выглядеть будет примерно так: 8ХХХХХХХХХХ 200. Первое число — номер телефона, второе — сумма перевода. Проверяю и перевожу маме 200 рублей. Платеж уходит, и деньги поступают на баланс телефона также в течение минуты.

Пока все отлично, но у нас к системе есть еще одно хитрое задание. С 1 декабря прошлого года было отменено мобильное рабство, и теперь любой человек может сменить оператора, не меняя номера телефона. Интересно, влияет ли это на скорость платежей? Ответа на этот вопрос в руководстве не нахожу и отправляю SMS по стандартному шаблону. Но не тут-то было!

Операция не выполнена — это минус. Тут же написано, что сделать, чтобы исправить, — это плюс.

Следую инструкции и пишу оператора вручную. Поскольку платеж идет не на мой номер, его нужно подтвердить кодом.

Код подтверждения также приходит в SMS.

С точки зрения безопасности совершать операции с мобильного и на него же получать код подтверждения — как-то нелогично. Если телефон потерялся или оказался в руках грабителя — знатока мобильных технологий — все, прощай, денежки! В общем телефон теперь нужно беречь не меньше, чем кошелек. А в случае потери заблокировать SIM-карту и отключить услугу «мобильный банк».

Сбербанк России:

— Будьте внимательны — не оставляйте свой телефон без присмотра, чтобы исключить несанкционированное использование мобильных банковских услуг. Установите на телефоне пароль, данная возможность доступна для любых современных моделей телефонов/смартфонов. При утрате мобильного телефона, на котором подключена услуга «мобильный банк» или установлено мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», необходимо срочно обратиться к своему оператору сотовой связи для блокировки SIM-карты, а также в контактный центр банка для приостановки действия услуги «мобильный банк» или «Сбербанк Онлайн».

Радует то, что в банке о безопасности клиентов тоже позаботились: в сутки с помощью SMS можно совершить не более 10 операций на общую сумму не более 3 000 рублей. Ограничения вполне в рамках разумного.

Ну, а теперь о приятном. Оказывается, что за каждый мой платеж за сотовую связь с помощью SMS-сообщений банк еще и «спасибо» скажет. И «спасибо» — это не просто слова, а бонусные баллы, которые приравниваются к живым деньгам. Курс неплохой: 1 спасибо = 1 рубль.

Подключиться к бонусной программе можно, отправив SMS-сообщение. Если вы в программе уже зарегистрированы, то в ответ получите информацию о количестве накопленных бонусов, как я.

Отмечу, что по условиям бонусной программы «спасибо» начисляются за оплату картой любых товаров и услуг, а также за совершение платежей за сотовую связь с помощью мобильного банка. Свои 1 698 «спасибо» я накопила за несколько месяцев. Мелочь, а приятно.

ПЛЮСЫ МИНУСЫ
Платежи проводятся в ту же минуту Подключить услугу с помощью дистанционных сервисов нельзя — нужно найти банкомат, терминал или дойти до ближайшего отделения.
Легко запросить шаблоны SMS-сообщений для наиболее популярных операций, если забыл Нужно запомнить, как выглядят стандартные SMS-сообщения для совершения операций
Чтобы заплатить за мобильный, не нужно искать банкомат или терминал, не нужен интернет Невозможно совершать операции, если нет сотовой связи
За платежи в пользу операторов сотовой связи с помощью «мобильного банка» начисляются бонусы

Подведем итог. Сервис простой и быстрый, но кое в чем разобраться придется. И к телефону отныне следует относиться гораздо более ответственно — так же, как к собственному кошельку.

В следующей серии тест-драйва будем переводить деньги на деревню дедушке, платить за интернет и следить за безопасностью.