Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Финансовый тест-драйв: управляем банковским счетом по телефону

12 мая 2014, 11:20
Финансовый тест-драйв: управляем банковским счетом по телефону
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Как проверить баланс своего банковского счета или сделать платеж там, где нет ни отделений банков, ни банкоматов, ни интернета? Тестируем возможности мобильного банкинга.

Банки сегодня похожи на больницы, с той точки зрения, что здоровому человеку ходить туда незачем. Так же и необходимость бывать в банковском офисе практически отпала: все, что необходимо для управления счетом, и так есть под рукой — компьютер, планшет и смартфон. И если к интернет-банку все привыкли, то его «сородича» — мобильный банкинг многие незаслуженно обходят стороной. Так, к примеру, по статистике Уральского банка Сбербанка России, сегодня каждый второй, кто подключил интернет-банк, пользуется им активно (то есть регулярно совершает по несколько операций в месяц). А вот доля активных пользователей мобильного банкинга гораздо ниже: таких всего 30%. Мы решили продолжить традицию тест-драйвов банковских сервисов и испытать на прочность систему управления счетом с помощью мобильного телефона.

Итак, в нашем арсенале мобильный телефон и банковская карта Сбербанка. Задача на сегодня: проверить баланс по карте, оплатить мобильный телефон, не используя ни интернет-банк, ни банкоматы, ни терминалы оплаты. Заходить в отделения банка по условиям эксперимента тоже не рекомендуется.

На первый взгляд задача кажется сложной. Но только на первый. Все эти операции можно совершить, отправив пару SMS-сообщений. Даже скорость мобильного интернета значения не имеет, а иногда и баланс на мобильном, лишь бы связь была.

Я была уверена, что мобильный банк — это всего лишь SMS об операциях по карте: снял деньги — получил SMS, пришел аванс — вновь сообщение. Но функционал оказался гораздо шире. Фактически можно полноценно управлять счетом с помощью SMS-команд или USSD-запросов: заплатить за мобильный телефон, перевести деньги с карты на карту, погасить кредит, заплатить за интернет, заблокировать карту и даже купить билет в театр или на аэроэкспресс. Единственный минус — нужно изучить язык общения с системой. Иду изучать инструкцию на сайт банка.

Документ немаленький — 46 страниц. Зато доходчиво расписано и наглядно показано все, вплоть до покупки подарочных карт iTunes.

Первый шаг, который нужно сделать, — проверить, подключена ли у меня услуга «мобильный банк». Сделать это можно в интернет-банке или отправив SMS-сообщение, а подключить — в банкомате. Вообще, если вы получаете SMS-сообщения от банка об операциях по карте, то услуга у вас подключена. Для надежности можно отправить запрос и удостовериться.

Отправляю сообщение с текстом «справка» на номер 900 (с него мне обычно приходят SMS-сообщения от банка). В ответ получаю информацию о том, какие карты к услуге подключены, а также набор самых распространенных команд.

Если «мобильный банк» у вас не подключен, то тут дистанционными сервисами не обойтись. Придется прогуляться до ближайшего отделения банка, захватив с собой паспорт. Впрочем, есть и более простой способ: для подключения услуги подойдет любой банкомат или платежный терминал банка. Все что понадобится — только ваша карта.

Банкоматы и терминалы работают без перерывов и выходных. Для подключения услуги понадобится только карта и пара минут времени.

Посмотреть, какие ваши карты подключены к «мобильному банку», можно и в интернет-банке. Тут же можно настроить различные шаблоны, но об этом позже. А вот подключить услугу в онлайне, увы, не удастся.

Раз у меня все работает — начинаю тестировать. В сообщении написано, что для пополнения баланса своего телефона достаточно отправить SMS с нужной суммой, а номер телефона, оператора связи и карту списания программа определяет автоматически.

Проверяем, сумму выставляю 50 рублей — если ошибусь или деньги повиснут в воздухе, не жалко. Но этого не произошло: SMS о снятии денег со счета приходит в эту же минуту. Проверяю баланс мобильного — все в норме, отправленные 50 рублей пришли без приключений и, что немаловажно, без комиссий.

Задача номер два — перевести деньги на телефон другому человеку. Это будет посложнее, но совсем чуть-чуть. Сообщение будет длиннее ровно на номер телефона абонента, которому вы переводите средства, и выглядеть будет примерно так: 8ХХХХХХХХХХ 200. Первое число — номер телефона, второе — сумма перевода. Проверяю и перевожу маме 200 рублей. Платеж уходит, и деньги поступают на баланс телефона также в течение минуты.

Пока все отлично, но у нас к системе есть еще одно хитрое задание. С 1 декабря прошлого года было отменено мобильное рабство, и теперь любой человек может сменить оператора, не меняя номера телефона. Интересно, влияет ли это на скорость платежей? Ответа на этот вопрос в руководстве не нахожу и отправляю SMS по стандартному шаблону. Но не тут-то было!

Операция не выполнена — это минус. Тут же написано, что сделать, чтобы исправить, — это плюс.

Следую инструкции и пишу оператора вручную. Поскольку платеж идет не на мой номер, его нужно подтвердить кодом.

Код подтверждения также приходит в SMS.

С точки зрения безопасности совершать операции с мобильного и на него же получать код подтверждения — как-то нелогично. Если телефон потерялся или оказался в руках грабителя — знатока мобильных технологий — все, прощай, денежки! В общем телефон теперь нужно беречь не меньше, чем кошелек. А в случае потери заблокировать SIM-карту и отключить услугу «мобильный банк».

Сбербанк России:

— Будьте внимательны — не оставляйте свой телефон без присмотра, чтобы исключить несанкционированное использование мобильных банковских услуг. Установите на телефоне пароль, данная возможность доступна для любых современных моделей телефонов/смартфонов. При утрате мобильного телефона, на котором подключена услуга «мобильный банк» или установлено мобильное приложение «Сбербанк Онлайн», необходимо срочно обратиться к своему оператору сотовой связи для блокировки SIM-карты, а также в контактный центр банка для приостановки действия услуги «мобильный банк» или «Сбербанк Онлайн».

Радует то, что в банке о безопасности клиентов тоже позаботились: в сутки с помощью SMS можно совершить не более 10 операций на общую сумму не более 3 000 рублей. Ограничения вполне в рамках разумного.

Ну, а теперь о приятном. Оказывается, что за каждый мой платеж за сотовую связь с помощью SMS-сообщений банк еще и «спасибо» скажет. И «спасибо» — это не просто слова, а бонусные баллы, которые приравниваются к живым деньгам. Курс неплохой: 1 спасибо = 1 рубль.

Подключиться к бонусной программе можно, отправив SMS-сообщение. Если вы в программе уже зарегистрированы, то в ответ получите информацию о количестве накопленных бонусов, как я.

Отмечу, что по условиям бонусной программы «спасибо» начисляются за оплату картой любых товаров и услуг, а также за совершение платежей за сотовую связь с помощью мобильного банка. Свои 1 698 «спасибо» я накопила за несколько месяцев. Мелочь, а приятно.

ПЛЮСЫ МИНУСЫ
Платежи проводятся в ту же минуту Подключить услугу с помощью дистанционных сервисов нельзя — нужно найти банкомат, терминал или дойти до ближайшего отделения.
Легко запросить шаблоны SMS-сообщений для наиболее популярных операций, если забыл Нужно запомнить, как выглядят стандартные SMS-сообщения для совершения операций
Чтобы заплатить за мобильный, не нужно искать банкомат или терминал, не нужен интернет Невозможно совершать операции, если нет сотовой связи
За платежи в пользу операторов сотовой связи с помощью «мобильного банка» начисляются бонусы

Подведем итог. Сервис простой и быстрый, но кое в чем разобраться придется. И к телефону отныне следует относиться гораздо более ответственно — так же, как к собственному кошельку.

В следующей серии тест-драйва будем переводить деньги на деревню дедушке, платить за интернет и следить за безопасностью.