Раздел Банки
6 апреля 2013, 13:59

Фоторепортаж 66.ru: везем большие деньги из пункта А в пункт Б

Фоторепортаж 66.ru: везем большие деньги из пункта А в пункт Б
Фото: Сергей Логинов для 66.ru
Бронированный Fiat, пистолеты и три серьезных мужчины. Портал 66.ru составил компанию бригаде инкассаторов. По нашим собственным подсчетам, мы транспортировали около 40 млн рублей.

Уговорить банки показать обратную сторону жизни денег оказалось делом непростым и очень длительным. Но мы это сделали. Доставить кучу денег из точки А до точки Б отправляемся вместе с бригадой инкассаторов Банка 24.ру. Точка А — один из банкоматов в Екатеринбурге. Точка Б — дебаркадер в помещении банка, куда мы должны сдать наличность.

Слово «инкассация», кстати, итальянское и дословно переводится «класть в ящик». 1 августа 1939 года в Госбанке СССР была создана служба инкассации.

День каждого инкассатора начинается с переодевания и экипировки. Там, за железной дверью — оружейная комната. Но туда нас не пустили. Сказали: «Много будете знать — скоро состаритесь».

Стандартная экипировка человека, который сопровождает деньги: бронежилет, пистолет ИЖ-71, рация и сотовый телефон. Никаких резиновых дубинок и газовых баллончиков. Ничто не должно мешать удобному и быстрому передвижению.

Не считая двоих бездельников (меня и фотографа), в нашей бригаде три человека, один из которых водитель. Интересно, что он не просто управляет машиной, но и имеет все навыки владения оружием, самообороны и обладает нужными теоретическими и практическими знаниями по сопровождению денег. Инкассаторские машины делают в России на базе популярных иномарок. Комплектаций множество. Практически все можно укомплектовать по заказу банка.

Бронеавтомобиль «Дукат» 19523 на базе Fiat Ducato: передний привод 4×2; грузоподъемность 1 050 кг; двигатель: дизельный с турбонаддувом 2,3 л; пулестойкое моллированное лобовое стекло, 4 боковых и одно заднее пулестойкие стекла; 5 бойниц открытого типа по периметру; переговорное устройство (интерком); усиленная подвеска; стабилизатор поперечной устойчивости; автономный отопитель воздушного типа салона Webasto.

Банкомат, из которого нам нужно извлечь наличность, больше похож на огромного робота. И, кстати, банкоматы — очень недешевое удовольствие. Их стоимость в среднем варьируется от 300 тысяч до 1,5 млн рублей.

Для того чтобы открыть банкомат, инкассатор выполняет несколько движений, которые от глаз общественности скрыты. От наших тоже. Но ключ там был — я точно видел.

Прежде чем забрать деньги, нужно распечатать из системы чек. В чеке информация о количестве наличности. Причем, по словам банковских сотрудников, там указывается не сумма, а количество листов. То есть сколько именно денег мы везли, мы знать не могли. Здесь, кстати, был разрушен один из моих стереотипов. Инкассаторы и самих денег не видят тоже. Банкомат укладывает купюры в специальные металлические чемоданы в соответствии с номиналом. В таком виде бригада и перемещает деньги по городу.

Увидеть деньги мы не могли, но попробовали посчитать. У нас два чемодана с номиналом купюр 5000 и два чемодана с номиналом 1000. По нашему предположению, если заполнить один из чемоданов, то туда поместится от 3000 до 4000 купюр. Будем надеяться, что наши чемоданы были полные. Итого: мы привезли в банкомат около 40 млн рублей.

Металлические контейнеры с деньгами переносят в специальных сумках. Кроме того, у каждого чемодана есть сопроводительная документация, которую инкассаторы потом в банке сдают. Под роспись. Теперь деньги нужно погрузить в машину и быстро ехать. Спрашиваю у водителя, часто ли останавливают сотрудники ДПС. Говорит, бывает, но в основном — если кто-то из коллег нарушает скоростной режим. Пугающие многих машины инкассаторов на тротуарах — в рамках допустимого, если по-другому не подъехать.

По инструкции, во время перевозки денег водитель (у которого, кстати, под рукой центральный замок) не имеет права открывать двери даже сотрудникам полиции. Для того чтобы поговорить с кем-то, установлена система связи. Микрофон и динамик встроены снаружи в водительскую дверь.

Отправляемся в банк. Страшное слово «дебаркадер». Туда нам нужно сдать наличность. Перед поездкой спросил у руководителя инкассаторов, приходилось ли когда-нибудь инкассаторам банка применять оружие. «Ни разу. Слава богу».

Это мне напомнило сдачу багажа в аэропорту. Но здесь, конечно, все серьезнее и суровее. После того как деньги переданы, нужно сдать сопроводительную документацию.

Вот здесь долгий путь денег и заканчивается. Дальше банкноты отправляются в деньгохранилище. Там их сортируют, считают и укладывают ровными стопочками. Но туда — ни-ни. Как ни упрашивай. Хотя деньгохранилище — это моя давняя мечта. Надеюсь, мы и там побываем.

Между собой инкассатор и сотрудник банка, который принимает деньги, прямого контакта не имеют. Все во имя безопасности.

На этом можно было бы поставить точку. Деньги-то на месте. Поставленные задачи выполнены. Но мы с фотографом Сергеем решаем, что пойдем до конца.

Это помещение инкассаторов. Здесь они отдыхают, пьют чай, смотрят телевизор. Кстати, отличный музыкальный центр и хорошие колонки. Слушают там кантри на «Народной волне». Ну и, как у настоящих героев — кубок за победу в турнире по волейболу.

Рабочий день инкассаторов заканчивается около 22:00 — 23:00. Поэтому сразу после коротких посиделок с нами бригада вновь берется за оружие. И дальше — в соответствии с путевым листом и служебной инструкцией.

Вот здесь мы и прощаемся. Желаем удачи и жмем руки. Довезите мне мою зарплату, пожалуйста.

Фото: Сергей Логинов для 66.ru