Раздел Авто
8 июня 2011, 09:08

Т-98 Комбат: наш бронепоезд

Уж не знаю, как сложится дальнейшая судьба проекта Николая Фоменко — Marussia и сможет ли его «суперкар» и внедорожник конкурировать с зарубежными образцами.

А вот питерской фирме «Автокад» Дмитрия Парфенова это удалось.

Автокадовский бронированный внедорожник Т-98 «Комбат» — сегодня единственный автомобиль с клеймом Made in Russia, способный потеснить иномарки в сегменте «от 100 000 долларов». Да, объемы выпуска не велики, в год производится около 10 машин — но все же.

Кстати, сколько таких автомобилей в Екатеринбурге — точно не знает никто. Даже сотрудники ГИБДД, что, безусловно, свидетельствует о состоянии их базы данных. Владелец этого бронеавтомобиля — Евгений — считает, что «Комбатов» в нашем городе три: два универсала и один седан (да-да, внедорожник с кузовом седан), но тут же приводит и другую информацию.

Так, например, однажды его остановил сотрудник ГИБДД, получивший приказ задержать «Комбат». На вопрос Евгения «А точно мой «Комбат»?» гаишник ответил: «А какой же еще? Он один в городе».

Другие представители власти утверждают, что «Комбатов» у нас пять. Сам Дмитрий Парфенов считает, что по Екатеринбургу должно бегать четыре его автомобиля, а всего в Свердловскую область отправили семь.

Ради максимальной защиты VIP-персоны левая задняя дверь у Т-98 отсутствует. Получается четырехдверный универсал или трехдверный седан! Однако в последнее время оба варианта кузова «Комбата» все чаще делают «симметричными».

Хватает белых пятен и в конструкции, и в тех. характеристиках автомобиля. Отчасти это обусловлено тем, что производители броневиков всех своих секретов никогда не раскрывают. Кроме того, компания «Автокад», представив «Комбат» в 2000 году, постоянно его совершенствует. Да и собираются автомобили под конкретного заказчика, так что их оснащение может существенно различаться. Не исключено, что двух одинаковых «Комбатов» не существует.

В нашем же случае ситуация осложнялась еще и тем, что Евгений приобретал этот броневик не новым. А прилагаемое к машине руководство по эксплуатации весьма усредненное.

Не особо помогал и официальный сайт компании. Стало ясно, что пора звонить в «Автокад». На мою удачу трубку взял сам автор проекта!
«Сайт познавательно-развлектельный. Все тонкости мы обсуждаем непосредственно с клиентом», — ответил Парфенов, но по интересующим меня вопросам просветил.

Итак, поехали.

На вопрос «Каков расход?» Евгений отвечает: «В городе — 50».
По заказу на Т-98 можно установить 150-литровый бак, в нашем же случае бак стандартный — 105 литров, так что заправляться приходится через день! Одно радует — бензин 92-й с «Газпромнефти». Дмитрий Парфенов говорит, что его автомобили способны уложится в 20 литров, а конкретно эта машина — в 18. «Если 50 — значит, ездят «тапку в пол». Одним словом, вечная тема — расход топлива и манера езды. Да, мы ездили «тапку в пол»!

«Российский внедорожник «Комбат» внешне очень напоминает американский Hummer, но даст 100 очков вперед любому «Хаммеру», — типичная фраза российских журналистов, успевшая набить оскомину.

Что касается внешней схожести, то у нас вообще все, что большое и брутальное, напоминает Hummer. На нашем «Комбате» дети однажды так и написали: «Хаммер. Помой меня», — уши бы этим сорванцам оборвать.

Но кроме исполинских размеров да близко посаженных круглых фары головного света и расставленных по краям указателей поворота внешнее сходство с «Хаммером» и заканчивается. Так же, как и с другим представителем отряда хаммероподобных Lamborghini LM. Однако это не помешало обладателям первого в городе «Комбата»-седана наклеить спереди шильдик, а сзади надпись: Lamborghini и на некоторое время свести с ума всю прогрессивную автомобильную общественность Екатеринбурга.

Дело было году этак в 2005-м, и мало кто вообще представлял, как выглядят и «Комбат», и Lamborghini, да и сейчас ситуация не намного лучше. Кстати, знающие люди говорят, что божественные колеса LM все же касались бренного асфальта Екатеринбурга — «итальянец» был проездом, его перегоняли за Урал.

При всей моей любви к Н1 считаю, что дизайн «Комбата» самый интересный из всех автомобилей, «похожих на Hummer», включая тот же Lamborghini. Но не стоит забывать, что наш внедорожник на момент своего создания был единственным, над чьим внешним видом трудился дизайнер, остальных хаммерозавров такими, какие они есть, сотворила функциональность.

Рубленые формы кузова, граненые, а не припухлые, колесные арки и масса различных рельефных элементов — начиная от внешних дверных петель и заканчивая дефлекторами на бугристой крышке капота — как всего этого не хватает нынешним обмылкоподобным внедорожникам.

Характерная черта «Комбата» — состоящее из трех плоскостей лобовое стекло, делающее броневик чем-то похожим на американские магистральные тягачи старой закалки. Это сходство усиливается и тремя оранжевыми лампочками автопоезда, на крыше — стильный элемент.

Однако такое решение в первую очередь продиктовано все той же функциональностью. Ведь стекло пуленепробиваемое и огромной толщины. Так что придать ему изогнутую форму не представляется возможным. Оценить, насколько серьезная у «Комбата» защита, можно, опустив стекло водительской двери.

Толщина стекла 44 мм. Эта плита не опускается до конца и поднимается очень медленно несмотря на то, что ворочают ее два стеклоподъемника. Впрочем, этого достаточно для того, чтобы водитель мог показать сотрудникам ГИБДД документы, а большего и не требуется.

Пассажирам опускать стекла не положено, на случай жары есть климатическая установка, но курящие клиенты могут заказать стеклоподъемники и на остальные окна. Раньше в водительской двери «Комбата» на случай внезапного нападения имелось устройство с пиропатроном, способное буквально подбросить стекло вверх, но в последнее время от него отказались в целях безопасности. Неосторожное обращение, случайное срабатывание — и окажись в оконном проеме рука — ее просто раздавит.

С тяжелыми дверями тоже надо обращаться аккуратно. Ситуация, когда шофер или охранник открывают боссу дверь бронированного автомобиля, зачастую не роскошь и не выпендреж, а необходимость. Открыть тяжелую дверь шефу не всегда по силам, особенно если броневик припаркован правыми колесами на обочине. И еще, на многих бронированных автомобилях открывать двери до полной остановки машины запрещено — оторвет.

Каждая дверь весит по 250 кг. Доводчиков нет, они на такое не рассчитаны, да и не нужно, двери отлично закрываются. Зато в момент открывания, когда распахнутая дверь доходит до ограничителя, вздрагивает весь кузов. Когда сталкиваешься с этим эффектом в первый раз, ощущение, будто дверь ударила по припаркованному рядом автомобилю.

Существует несколько способов изготовить бронемашину. Первый, наиболее простой и потому самый популярный: приобрести готовый автомобиль, подразобрать его и, установив между панелями кузова и обивкой броню, снова собрать. Плюс этого варианта — относительная доступность переоборудования. Минусов несколько.

И прежде всего — недостаточная защищенность такого броневика. Ведь пуля может попасть и в рамку стекла, и в щель между дверями, а прикрыть эти элементы навесными листами проблематично. Решение, правда, есть: поставить броню как бы внахлест, вмонтировав бронерамку в дверной проем, однако из-за значительно возрастающей массы автомобиля бронировщики такого уровня иногда даже пренебрегают защитой днища и крыши (!), как, например, на некоторых инкассаторских фургонах.

Указатели поворота не на корпусах зеркал, а непосредственно на зеркалах!

Такие автопроизводители, как Mercedes, BMW и Audi держат при себе придворные ателье, специализирующиеся на бронировании. В этом случае броня буквально по кусочкам вживляется в силовую структуру кузова еще на стадии его изготовления. Получается дороже, но плюсов больше: лучше защита, меньше вес. И не только.

Немецкая компания Guard, тесно сотрудничающая с Mercedes-Benz, может себе позволить провести до 17 краш-тестов своих изделий, а также совместно с производителем внести существенные изменения в конструкцию подвески, трансмиссии и тормозов, а не просто их доработать, как это делают бронировщики первого уровня.

Сзади две небольшие распашные двери — учитывая вес дверей, пожалуй, единственно возможный вариант для бронированного универсала. В случае опрокидывания автомобиля взрывной волной (Парфенов говорит, что на ровной поверхности «Комбат» не опрокидывается, уходит на юз), пассажиры смогут покинуть его через багажный отсек. В седане для этих целей имеется огромный люк в крыше. Для универсала люк заказывается дополнительно.

Есть и третий вариант постройки броневика. Для правительственных лимузинов ЗиЛ-41052 в Кургане сначала варили бронекапсулу, затем везли ее в Москву, где она обрастала оперением, превращаясь в автомобиль. Парфенов же открыл четвертое направление в постройке люксовых броневиков. Кузов Т-98 не усилен броней, он из нее сделан. Только недавно американская компания Armet представила созданную по аналогичной концепции модель — Gurkha. Этот броневик уже успел засветится в пятом «Форсаже», на нем Дуэйн «Скала» Джонсон.

Броня нашего подопечного способна противостоять пулям с термоупрочненным сердечником, выпущенным из АК-47 (7,62мм), и пулям из СВД, а также осколкам гранат РГ-42, РГД5 и Ф1. Данный вариант бронирования питерцы назвали Hi.Pro, он соответствует европейским классам защиты B5/B6. Толщина брони в различных местах от 6,5 до 9,5 мм.

Впечатляет. Смущают только заявленные на сайте 200 граммов тротила, взрывную волну от которых способно выдержать днище. Маловато. Парфенов успокоил: дескать, эта информация для галочки, на всех «Комбатах» применяется двойное днище с так называемым энерго-поглощающим сэндвичем. Такое днище выдержит 4 кг тротила, а варьируя ингредиенты сэндвича, можно построить автомобиль, выдерживающий 8 и даже 16 кг!

А вот колеса на нашем автомобиле вполне обычные, без бандажей на дисках или централизованной подкачки. Однако Дмитрий Парфенов опять же заверил, что в результате испытаний было выявлено — данные шины, даже будучи пробитыми, позволяют проехать до 5 км, этого достаточно, чтобы уйти от нападения. За счет чего достигается такая живучесть — Парфенов не пояснил.

Если другие бронемашины являются автомобилями скрытого бронирования (хотя специалисту не составит большого труда вычислить такое транспортное средство по широкому растру на бронестеклах или огромным тормозным дискам иногда с двумя (!) суппортами), то «Комбат» заявляет прямо: «Я броневик».

Не все ясно и с моторным отсеком. Крышка капота пластиковая, но, по словам того же Парфенова, держит пистолетную пулю! Дополнительной защите подвергнут только АКБ (!), центральная вставка на бампере рассчитана на таран. Вот и все, что удалось узнать.

Обычные внедорожники таких габаритов — рамные, но Т-98 имеет несущий кузов, подобно БТРу — броня позволяет обеспечить необходимую жесткость. Однако в практике «Автокада» был по крайней мере один случай, когда заказчик хотел приобрести брутальный автомобиль, но броня ему была не нужна! Чтобы заново не рассчитывать силовую структуру кузова, его водрузили на раму от Chevrolet Avalanche. Полностью отказаться от брони все же не удалось, оставили минимально возможную.

Вообще использовать американские агрегаты в целом и джиэмовские в частности у питерцев давняя традиция. Изначально Т-98 комплектовался мотором Vortec V8 объемом 5,3, затем был 5,7, потом 6,0. Под капотом нашего «Комбата» стоит двигатель с чудовищным объемом 8,1 литра!

В стандартном варианте этот мотор выдает 340 л.с., так что возможности увеличения мощности огромны. Двигатель нашего автомобиля выдает 400 л.с. Парфенов добавляет: не менее четырехсот.

С такого двигателя можно снять и 600 и 650 л.с., а при желании, оснастив двумя турбинами, получить все 800 сил. Впрочем, для такого монстра и это не предел. У Bugatti Veyron моторчик-то на 0,1 литра поменьше будет! Другое дело, что трансмиссия и 800 коней с трудом переваривает, а расход топлива у такого броненосца 70 литров — это уже и Дмитрий Парфенов не отрицает.

Случись мне заказывать «Комбат», выбрал бы турбодизель Duramax V8 6,6. Такой ставился на Hummer H1 Alpha и первое время выдавал 305 л.с. Для «Комбата» его форсировали до 320 л.с., что тоже не является пределом. Автокадовцы могут оснастит свой броневик и газовскими агрегатами — патрульное исполнение. Коробка в таком случае будет механическая.

А на VIP-броневиках стоит 5-, как в нашем случае, или 6-ступенчатый автомат Allison, крутящий момент от которого передается на полноприводную трансмиссию, заимствованную у пикапа Chevrolet серии K. Передние колеса подключаются принудительно и жестко — система part-time. Есть и понижающая передача. В списке опций значится самоблокирующийся дифференциал, задний, но ничто не мешает заказать самоблок и на переднюю ось. Есть ли такая опция на герое нашего теста — выяснить не удалось.

Благодаря широкому применению агрегатов GM «Комбат» можно обслужить у дилеров этой компании. Однако не все так просто. «Автокад» имеет статус автопроизводителя и присваивает своим машинам собственные VIN-коды, потому заказать ту или иную деталь через дилера возможно не всегда, приходится обращаться в Питер. Также желательно, чтобы сервисный центр располагал смотровой ямой или мощным подъемником. Снаряженная масса нашего «Комбата» 4250 кг, а есть экземпляры весом 7,6 тонны!

Интерьер от Chevrolet Tahoe/Suburban образца 2000 года. Как часто пишут в пресс-релизах: «Салон «Комбата» соответствует уровню автомобиля VIP-класса. Повсюду дерево и кожа». Дерева действительно много, шпоном украшена приборная панель, подлокотники дверей и даже крышки бардачка и центрального бокса. А кожей обтянуты не только сиденья, но и многие элементы салона.

Благодаря оригинальному лобовому стеклу у «Комбата» отличная обзорность в повороте — стойки-то не мешают.

Однако «Комбату» не тягаться с современными иномарками премиум-класса: нынче в моде другие стилевые решения да и фактура материалов другая. И все же нашему броневику такой салон к лицу. Есть в нем что-то от грузовика — и это то, что нужно.

Американские корни налицо: подрулевая кочерга автомата и типичная бледно-зеленая подсветка климат-контроля. Пользоваться климатом удобно так же, как магнитолой и другими второстепенными элементами управления, чего не скажешь про селектор АКПП — требуется привычка.

Основная шкала спидометра — в милях, температура охлаждающей жидкости и масла — в фаренгейтах. Думаю, питерцам стоит задуматься о «русификации» панели.

Забираться в салон тоже приходится, будто в кабину грузовика. Сначала встаешь на широкую гофрированную подножку, затем поднимаешься еще на одну ступеньку — непосредственно пол «кабины». Но проделывать это легко, даже несмотря на отсутствие поручня на передней стойке крыши.

Нет проблем с посадкой и на задний ряд. Солидная часть огромной колесной базы (3500 мм) ушла на пространство для ног задних пассажиров, так что на заднем диване этого «Комбата», как в лимузине. Такая колесная база максимальна для Т-98 и, похоже, прерогатива только кузова универсал.

Самому главному пассажиру положено сидеть «у стеночки» — так безопасней. Ну а те, кто располагается правее, всегда выходят первыми и садятся последними — работа такая.

Для задних седоков на потолке установлен телевизор.

К сожалению, данных по объему багажника нет, указана только грузоподъемность: 850 кг — эксплуатационная, 1100 кг — максимальная. Но и так ясно, что грузовой отсек огромен, и прежде всего по длине. Чтобы достать сумку, находящуюся возле спинки заднего дивана, придется самому забраться в багажник. Вообще же для такого длиннобазного универсала можно заказать и третий ряд сидений.

Кресла второго ряда не откидываются вперед — прикручены намертво, дабы не сложились, если под днищем прогремит взрыв. Кстати, есть спецверсии, у которых в целях снижения последствий от ударной волны все сиденья подвешены к потолку!

Дверной проем багажника с точки зрения эргономики современного «универсалостроения» далек от идеала. Верхний его край гораздо ниже потолка, а нижний получился выше пола, отчего образовалась небольшая ступенька, ширина же вровень с колесными арками, простирающимися до задней стенки — короче шифоньер не войдет. А вообще что обычно перевозят в багажнике «Комбата»? Бронежилеты? Станковые пулеметы?

На нашем автомобиле сиденья стандартные, американские. Они не обнимают тебя мощной боковой поддержкой и не радуют анатомической спинкой, да и настроек немного. Потому просто сел, причем удобно, и, разобравшись с подрулевым рычагом, поехал!

А едет «Комбат» плавно. Просто покачивается на волнах, дорожных выбоинах и ямах. Большие колеса, огромная масса — что еще нужно для отличной плавности хода! Продвинутая подвеска? Это уже не важно. Достаточно, как в нашем случае, двухрычажки на торсионах спереди и моста на рессорах сзади.

Плавность хода «Комбата» навеяла воспоминания о ЗиЛ-41041, который мы тестировали в прошлом году — очень похоже.

Т-98 вообще близок к этому представительскому автомобилю. Такой же большой, черный, угловатый и строгий. Так же достаточно прост в техническом плане, так же дорог и так же эксклюзивен. Да и реагирует «Комбат» на действия рулем и педалями подобно ЗиЛу — через посредников и с отсрочкой платежа.

Нажимаешь на педаль газа — и восемь цилиндров, каждый объемом больше литра, начинают молотить поршнями, пожирая топливо. Могучий Vortec ревет... а «Комбат» начинает неспешный разбег — ускорение растянуто, как резиновый жгут.

Официальный сайт обещает разгон до сотни за 9 секунд или, более витиевато, «около 10 секунд».
«Моя вторая машина, семерка BMW», — говорит Евгений. — «Разгоняется за 7,2 секунды, но это гораздо быстрее, чем «Комбат».
Возможно, 9 или около 10 секунд на разгон уходит у самого легкого «Комбата» с самым мощным мотором?

С торможением проще. Да, тормозной путь приличный — автомобиль ощутимо прокатывается вперед, даже когда педаль тормоза почти полностью выжата. Но ведь все дело в ощущениях, а еще в ожидании этих ощущений! И поскольку от тяжелой бронемашины такого замедления и ожидаешь — это не напрягает.

К слову, часто разгоняться и тормозить на «Комбате» не приходится. И тут стоит снова вспомнить о дизайне. Есть информация, что такой грозный вид автомобилю придавался неспроста — дескать, психологический эффект как еще одна степень защиты броневика. Однако трудно представить, чтобы человек, решивший атаковать «Комбат», испугался его устрашающего вида и, выбросив снайперскую винтовку, бросился бежать или от страха уронил себе на ногу гранатомет. Но психологический эффект все же есть, в этом мы убедились, выехав на Новокольцовскую дорогу.

Встаем в левый ряд и начинаем со свойственной бронемашине плавностью разгоняться. На хвосте висит легковушка, но дальним не мигает. А может, и мигает, через окошки в задних дверях «Комбата» все равно видно только верхнюю часть ее лобового стекла и крышу. Бесполезны в этом случае и широко расставленные боковые зеркала, в них близко идущую позади машину вообще не видно. Как тут не вспомнить байку про носорога, у которого плохое зрение, но, учитывая его размеры и вес, это уже не его проблема!

Разгон меж тем нарастает, броневик уже движется быстрее основного потока. Завидев в зеркалах «Комбат», впереди идущие машины, как горох, посыпались в соседний ряд. Неплохо, но как-то неспортивно, ведь это все были легковые автомобили среднего и малого классов, надо бы что-то посерьезней. Ага, вот белый Prado 150-й серии.

Дрогнул. А вот матовая «двухсотка». Пока держится! Нет, сдулся. Не включая указатель поворота (у них вообще так принято), «Крузак» как бы случайно, потихонечку, начинает смещаться вправо. Достаточно.

Да уж, из-за руля «Комбата» все внедорожники кажутся необычно маленькими. Вот малютка Pathfinder показал свою рифленую крышу, вот кроха Touareg путается под колесами, а я смотрю на всех свысока. Даже водитель «Газели» — «человек не моего уровня», ну разве что шофер автобусика ISUZU-«Богдан» достиг таких же высот.

Дорожный просвет 315 мм, это больше, чем у любого стандартного гражданского внедорожника, даже оснащенного пневмоподвеской. Для внедорожника а-ля Hummer...тоже неплохо, но у основателя жанра 406 мм.

Проблемы, связанные с большими габаритами броневика, возникают, только если приходится маневрировать между припаркованными машинами — на них психологический эффект не действует. А как у «Комбата» с проходимостью? И тут снова вспоминаются «100 очков вперед любому «Хаммеру». Да, квасных патриотов у нас много (жаль настоящих мало).

Господа, ну почему то, что внешне похоже на пресловутый Hummer, но с клеймом «сделано в России», априори должно обладать лучшей проходимостью? Красная армия по-прежнему всех сильней, даже несмотря на то, что в ней служить никто не хочет? Что же тупые американцы из собственных же агрегатов не могли создать более проходимый автомобиль, а мы сумели? На последнем вопросе можно было бы и закончить сравнение двух этих машин, но попробуем разобраться.

Снаряженная масса «Комбата» 3950 кг — в самом легком исполнении, Hummer весит 3092 кг — не бронированный вариант. Бронированный Hummer будет тяжелее «Комбата» с аналогичной защитой — «американец» рамной конструкции. Так что судить, кто же все-таки тяжелее, сложно. Можно привезти к одному знаменателю двигатели. Допустим, на обеих машинах дизельный Duramax 6,6.

Поле только на фото выглядит ровным, на самом деле это старая пахота поросшая травой — ямы, кочки. Комбат по нему идет как утюг. Нет, он не разглаживает колесами грунт подобно катку, но за рулем ощущения именно такие.

Уравняем шансы и трансмиссии, жестко подключив переднюю ось Комбата и заблокировав центральный дифференциал Хаммера. Предположим, что на Т-98 спереди и сзади установлены опционные самоблоки (для Хаммера это стандарт), и обе машины имеют централизованную подкачку шин. Все равно не получается.

Н1 имеет больший дорожный просвет и ходы подвесок, практически нулевой передний свес и более короткий задний, а еще редукторы увеличивающие крутящий момент непосредственно на колесе.

Евгений по поводу проходимости своего автомобиля тоже иллюзий не питал, и потому выезды на бездорожье предложил ограничить твердыми поверхностями. Ведь случись Комбату застрять, найти подобающий тягач будет непросто. Прокатившись по полю, на котором броневик вновь продемонстрировал отменную плавность хода, мы отправились покорять «городское бездорожье» — ступеньки.

Огромная колесная база обязывает двигаться по диагонали.

Первые четыре ступени автомобиль штурмует в лоб, большие колеса «шаг за шагом» поднимают передок вверх. В какой-то момент кажется, что вот-вот «Комбат» зацепится днищем. К счастью, контакта не происходит, но запас всего несколько сантиметров. Обратно движемся по диагонали — уже проще, однако все равно нужно быть аккуратным. На таком рельефе 3,5 метра колесной базы легко нивелируют преимущества 315 мм дорожного просвета.

На этом разговор о проходимости «Комбата» можно было бы и закончить. Но в телефонной беседе с Дмитрием Парфеновым, которая состоялась позже тест-драйва, я не смог не задать ему вопросы и о возможностях «Комбата» на бездорожье, и о сравнении его с «Хаммером». И вот что услышал:

— Н1 мне очень нравится, в свое время мы даже занимались продажами этих автомобилей. Но сегодня есть машины лучше. Во-первых, это французский Panhard, на второе место я бы поставил IVECO LMV, ну и затем Renault Sherpa. Вообще стараюсь отслеживать все новинки в этом направлении.

Да, геометрическая проходимость «Хаммера» на порядок выше, чем у «Комбата». Но рычаги его подвески, идущие под углом 45 градусов и обеспечивающие такой большой дорожный просвет, одновременно являются и минусом. В грязи они работают, как плуги. «Комбат» же благодаря очень мощному двигателю и относительно ровному днищу по грязи и снежной целине идет лучше. Мы проверяли.

Сложно судить, насколько «Комбат» похож или не похож на иномарку. С одной стороны, зазоры между кузовными панелями не вызывают нареканий, да и во всем облике автомобиля чувствуется достойное качество. Но с другой стороны, нет в нем обаяния буржуазии «Рейндж Ровера» и уж тем более заумных дизайнерских решений Infiniti. Наш он. Русский.

С создателем «Комбата» можно было бы и поспорить. Все-таки картер дифференциала заднего моста тоже хорошо плужит. Мощный двигатель? Если взять форсированный до 600-800 сил бензиновый Vortec, его крутящий момент наверняка будет измеряться четырехзначным числом. Но на каких оборотах он будет его выдавать? Можно было поспорить, но я предпочел спросить о применении на «Комбате» подвески от БТРа, информация о том, что Парфенов вынашивает такие планы, попадалась в интернете.

— Ерунда все это, — отрезал Дмитрий. — Подвеска, изначально разработанная для восьмиколесной машины, плохо подходит для четырехколесной. Так что «Тигр» и «Водник» не самые удачные варианты. Мы проводили испытания «Комбата» с независимой подвеской от «Татры», просвет в этом случае получился 550 мм. Но в серию по разным причинам этот вариант не пошел.

— А если клиент захочет заказать у вас автомобиль именно с такой подвеской, сделаете?
— Нет. Минимальная партия 20 машин.

Жаль. А так можно было бы сформировать внедорожник мечты. Моей мечты. Огромный дорожный просвет, дизельный двигатель, обладающий ломовой тягой, и оригинальный кузов... седан, но обязательно с четырьмя дверями. Броня? За ней лучше, чем за каменной стеной! Закрываешь дверь, и шум улицы практически перестает существовать, вплоть до того, что сначала увидишь проблесковые маячки автомобилей ГИБДД и только потом услышишь вой их сирен.

Плавный ход, энергоемкая подвеска, интерес и почтительное уважение со стороны водителей, пешеходов, а иногда и представителей власти. Не автомобиль, а комната релаксации! В такой обстановке размазанные реакции на повороты руля и нажатия на педали воспринимается как само собой разумеющееся. К чему торопиться? Ты уже выше всей этой дорожной суеты, в прямом и переносном смысле.

Дело за малым: найти нужное количество миллионов рублей. Какое именно количество? Зависит от комплектации, уровня защиты и, конечно, пожеланий самого заказчика.

Т-98 «Комбат»
Двигатель
бензиновый, с распределенным
впрыском
Число и расположение цилиндров
8 V-образно
Рабочий объем, см³
8128
Макс. мощность, л.с./об./мин.
400/4200
Макс. крутящий момент, Нм/об./мин.
~ 800/3200
Привод
полный, с подключаемой
передней осью
Коробка передач
5-ступенчатая автоматическая
Передняя подвеска
независимая, торсионная,
на двойных поперечных рычагах,
со стабилизатором
Задняя подвеска
зависимая, рессорная
малолистовая
Передние тормоза
дисковые вентилируемые
Задние тормоза
дисковые вентилируемые
Максимальная скорость, км/ч
180
Время разгона 0-100 км/ч, с.
около 10
Размеры, мм (округленные)
длина
5300
ширина
2150
высота
более 2000
колесная база
3500
дорожный просвет
315
Снаряженная масса, кг
4250
Шины
325/60 R20
Объем багажника, л
Расход топлива, л/100 км
городской цикл
50
загородный цикл
смешанный цикл
Емкость топливного бака, л
105 л (150л)


За автомобиль для теста благодарим его владельца — Евгения.

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.