Раздел Авто
21 февраля 2011, 09:03

Фоторепортаж 66.ru: Прощай, автохлам!

Свыше сотни автомобилей в Екатеринбурге в прошлом году пошли под пресс в рамках программы утилизации. Как они уходят в последний путь? Приоткроем завесу тайны в нашем спецрепортаже.

Программа утилизации старых автомобилей началась по всей стране в марте 2010 года. Суть программы проста: в обмен на старую машину (старше 10 лет) выдается свидетельство об утилизации, с помощью которого можно приобрести новый автомобиль, произведенный в России, со скидкой в 50 000 рублей.

Таким образом, государство дает гражданам приобрести новые, современные и безопасные автомобили.

Своих старых «ласточек» и «лошадок» в рамках действия программы будущий обладатель нового авто должен сдать в утиль, где старую машину разберут и превратят в стопроцентный мусор.

Далеко не каждая компания, оказывающая услуги на рынке отходов (есть и такой), может заниматься утилизацией машин. На эту деятельность необходимо иметь лицензию. В самом Екатеринбурге первичной утилизацией занимается, например, «Автоколонна 1212». Но они машины не прессуют и не уничтожают. В «Автоколонне» происходит только начальный этап: разборка, «осушение»... Дальше машины направляются в область или соседние регионы.

Мы проследили, как утилизируют миашины под Пермью. Там разрешения на утилизацию есть только у ЗАО «Пермвтормет» и ООО «Чистый город». В основном, под каток в 2010 году пошли машины российского производства, но попадались и древние Opel, Mitsubishi и даже «вечная» Toyota.

Для начала автохлам должен пройти первичные этапы утилизации. Здесь, в небольшом ангаре, на глазах у журналистов разбирают старенький Москвич.

Первый этап: осушение. Из машины сливаются топливо, масла и технические жидкости.

Не подумайте, что отработанные жидкости потом выливаются куда попало. Их передают тем, кто утилизирует их правильно и без ущерба для окружающей среды.

Второй этап: демонтаж. С автомобиля снимаются шины, аккумуляторы, масляные и воздушные фильтры, подушки безопасности, бамперы, панели, приборы и стекла.

После демонтажа все снятые запчасти превращаются в отходы с собственными характеристиками. Некоторые из них можно считать обычным бытовым мусором, другие — обладают повышенным классом опасности. Аккумуляторы, к примеру, отправляются на специальную утилизацию, а покрышки спокойно ждут своей очереди в отправку на вторсырье.

Последний выезд на трассу. Уже не самостоятельно. В 24-кубовом контейнере разобранные автомобили доставляют на специальный полигон в ЗАТО Звездный.

Обычно на полигон автохлам приезжает уже в распиленном состоянии. Режут автогеном или угловой шлифовальной машинкой. Но не в этот раз.

В американских фильмах традционно показывают процесс утилизации автомобиля под прессом. На полигоне в Звездном пресс тоже имеется, но для нас в «Чистом городе» приготовили более зрелищный вариант расправы над автохламом.

Адский гладиатор — бульдозер Б10М. Коль уж мы в авторазделе: 180 лошадиных сил, гидромеханическая трансмиссия, десятый тяговый класс. Универсальный аппарат.

Далее последуют драматические сцены. Превращения в пивную банку не будет.

После побоища с автохламом бульдозер оттаскивает металлические лепешки на полигон для захоронения среди прочих твердых бытовых отходов.

Вы спросите, а почему бы не отправить останки машин на вторсырье? Оказывается, для этого нужна совсем другая лицензия.

Сейчас на полигоне в ЗАТО Звездный строится мусороперерабатывающий комплекс. Металл пойдет в переплавку, пластик — на изготовление игровых городков для детских площадок, резина — на гранулят для асфальта. А пока — автохлам закапывают.

Анастасия Вяткина, специально для 66.ru