Автомобильные журналисты все как один любят жанровые клише: «Ныряет вглубь поворота под сброс газа». Или еще одно – мое любимое: «Машина плавно скользит наружу поворота передними колесами». Простым людям суть этого пассажа понятна не всегда. А тем временем речь-то идет о том, как чувствуется баланс автомобиля и как можно использовать его в своих целях.
Баланс автомобиля при управлении — это степень загрузки разных его осей: передней и задней. Для разных целей загрузка соответствующая. Способы воздействия на баланс автомобиля тоже разные.
Сброс газа, или «ударное» включение пониженной, или торможение — автомобиль припадает на переднюю ось, как бы клюет носом. Происходит загрузка передней оси, амортизаторы сжимаются. |
Состояние покоя: обе оси разгружены. |
Загрузка задней оси: при разгоне машина припадает на зад, нагружает его; при торможении корма, наоборот, разгружена, может уйти в занос. |
Чтобы нормально пройти поворот, в том числе и на переднем приводе, нужно максимальное сцепление колес с дорогой: в таком состоянии машина наиболее точно и легко управляется, нежели когда передняя ось без нагрузки. Если сцепление передних колес с покрытием недостаточное, то машина может проскользить носом наружу поворота. То есть не внутрь его, как нам надо, а вскользь, глядя прямо.
Максимальное сцепление достигается путем загрузки передних колес. Оптимальный и универсальный алгоритм, — советует Дмитрий Тагиров, — таков.
— Вот мы двигаемся прямолинейно. Я немножко сбрасываю газ, передняя ось загрузилась. Переносим ногу с педали газа на тормоз. |
«Если просто добавлять газ в повороте, у нас колеса потеряют необходимую силу, ось немного подразгрузится. Когда сбросили, у нас машинка чуть-чуть клюнула, передняя ось загрузилась, и в этот момент маневр будет эффективным», — поясняет Дмитрий. |
На практике это должно выглядеть вот так:
При прохождении поворота главное — не переусердствовать. Все движения должны быть максимально плавными.
«Если мы видим, что машина продолжает прямолинейное движение, то делаем вывод, что скорость еще недостаточно упала. Автомобиль просто проскальзывает. Инерция мешает силе сцепления шин с дорогой. В этом случае мы делаем еще одно движение рулем. Маленькие движения. |
«Когда мы начинаем крутить рулем назад, мы его перекручиваем уже в другую сторону. Руки не успевают откорректировать траекторию, и машина разворачивается на скользком покрытии. |
Если не удалось повернуть сразу, то у нас реально высокая скорость. Значит, нужно продолжать дотормаживать и продолжать крутить рулевое колесо в сторону поворота для того, чтобы найти ту нужную скорость, удобную для совершения маневра.
Типичная ошибка — спешка. Можно разбалансировать автомобиль, неверно выбрав время сброса газа и вхождения в поворот.
Дмитрий Тагиров, гонщик:
— Если до поворота еще далеко, а мы сбросили газ, потом снова стали нажимать на акселератор, то у нас передняя ось опять разгрузилась. Она качнулась, а мы снова отпустили педаль газа перед поворотом — получается очень сильный клевок. В этот момент у нас сильно разгруженная задняя ось съезжает с траектории, происходит увод задней оси, срыв, занос.
О том, как бороться с такими ситуациями, мы поговорим в ближайшее время.
Текст, видео: Кирилл ЗайцевФотограф: Николай Ковалевский 66.RU
Машины в которых много электронных систем вообще очень отличаются.
Например после мерса w211 бмв е65 ведет себя вообще непредстказуемо и легко уходит в занос, что на мерсе недопустимо.
Физика то она физика. Только у каждой машины своя специфика развесовки по осям и загруз будет разным. Настолько разным что может и не влиять на поведение.
У моего кабрика очень короткая база и очень жесткая подвеска. Он не кренится в принципе. В любых поворотах. Но может слегка. Незначительно.
Вот
Зы обучаться экстремальному вождению нужно на той машине на которой ездишь
Где бы еще попрактиковаться так чтоб с дороги не улететь, то есть безопасно чтоб.
Безопасное движение это конечно заранее скорость сбрасывать...
Но статья интересная.