Квасины — городок маленький. Почти что деревня. Но очень индустриальная. Именно здесь находится один из основных заводов Skoda в Чехии.
![]() |
---|
Вообще, чехи хорошо устроились: заводы Skoda раскинулись от Млада-Болеславы до Индии и от Калуги до Украины. Но львиная доля машин для европейского рынка производится здесь, в Квасинах |
![]() |
---|
Завод в Квасинах не поражает воображение размахом и роскошью. Наоборот, удивляет его непомерная скромность. Здесь все очень компактно, без размаха. Жителям индустриального Урала это дико вдвойне. Мы ведь как привыкли: если завод, то он должен занимать целый район! В Чехии все наоборот: несколько производственных корпусов и складов раскинулись на достаточно компактной площади. |
![]() |
---|
Между ними сотрудники перемещаются вот на таких велосипедах: для преодоления небольших расстояний — в самый раз. |
Даже по меркам Skoda и Volkswagen, квасинский завод не самый мощный: в прошлом году здесь произведены 100 000 автомобилей.
В этом году масштабы производства увеличены, а с Рождества трудиться будут в три смены: спрос постоянно растет, и необходимо наращивать мощности.
Пока — негусто: 350 Roomster, 200 Yeti и порядка 300 Superb выезжают из этих стен ежедневно. Последние практически все идут на экспорт: праворульных Superb производится очень много. Говорят, что все скупает Великобритания — там универсал пользуется бешеным спросом, 15% произведенных машин сразу уезжает туда.
![]() |
---|
Завод в Квасинах — один из старейших в Чехии: своими корнями он уходит еще в 1920е годы, когда Франтишек Яничек, бизнесмен, наладил здесь… производство мотоциклов JAWA. В состав группы Эмиля Шкоды квасинский завод вошел только после войны, в 1949 году. |
![]() |
---|
Он не очень автоматизирован, этот завод. В основном здесь трудятся люди. Кроме цеха сварки, конечно. Там — господство роботов. |
![]() |
---|
Завод полного цикла: то есть здесь также варят и красят кузова. В цехе сварки немноголюдно и шумно: только слышен свист механизмов. |
![]() |
---|
Это 320 роботов Kuka сваривают и подгоняют кузовные панели. Сначала друг с другом стыкуются лонжероны, пол — так варится каркас. На всех деталях — свыше 4000 сварных точек. |
![]() |
---|
Павел Рихтер, управляющий завода, отмечает: «Для начала мы используем несколько видов клея — его длина может достигать 80 метров на один кузов. Так кузов становится прочнее, крепче». |
![]() |
---|
Затем идет сварка по заданным точкам: робот их сам определяет и способен распознать некачественную сварную точку |
![]() |
---|
Проверка машинами — не единственная: за качеством сварки следят также специально обученные люди. Правда, проверяют не все кузова, а выборочно |
![]() |
---|
Из сварочного цеха кузова поступают на конвейер |
![]() |
---|
Там за сборку берутся люди — общим числом в 920 человек. Порядок работы — железный. Мы присутствовали на заводе в обычный рабочий день, и производство из-за нас не прерывалось |
![]() |
---|
Люди привычно трудятся, на прессу стараются не обращать внимание |
![]() |
---|
Четкость выполнения операций — завидная: у каждого рабочего есть свой «плацдарм», на котором он трудится от звонка до звонка. Даже и речи не идет, чтобы сходить в туалет или покурить. Здесь вообще не принято делать перекуры, даже ближайшая пепельница находится за пределами цеха… На строгий, заведенный немцами, порядок никто не жалуется |
![]() |
---|
Трудящиеся счастливы: у них есть стабильная работа — и ее много! Плюс зарплата, по чешским меркам, неплохая: порядка 20 000 крон (где-то 34 327 рублей, по сегодняшнему курсу). |
![]() |
---|
Женщин мало, в основном — мужчины всех возрастов. Есть совсем молодые парни 20 лет, есть гораздо старше. |
![]() |
---|
Конвейер непрерывен: здесь идет сборка, пункт за пунктом, такт за тактом. На каждую операцию рабочим отводится где-то по 2 минуты. Отвлекаться нельзя: сначала задние двери, затем передние двери, крылья, капот, крышка багажника… |
![]() |
---|
В стороне есть еще одна, параллельная, линия сборки: там монтируются отдельные узлы и агрегаты. Например, шасси и двигатели. Моторы, кстати, приходят сюда уже в сборе. Равно как и колеса. Какую-то часть двигателей везут из Млада-Болеславы, какую-то выпускают в Германии. |
![]() |
---|
Немецких комплектующих вообще много: я заглянул под днище собираемого Roomster: кругом клеймо «VW-Audi» и «Made in Germany». Правда, стеклоподъемники французские. А вот откуда железо, узнать не удалось. Коллеги из Магнитогорска безапелляционно заявляют, что железо поступает сюда исключительно от них. Мартин Рихтер возражает: нет, из Европы. Конкретизировать не стал. |
![]() |
---|
С параллельной монтажной линии шасси и двигатель идут к уже собранному кузову. В машину уже установили все навесные панели, внутренние агрегаты, кресла. |
![]() |
---|
Теперь отдельные элементы надо «поженить»: соединить двигатель, шасси, коробку передач и кузов |
![]() |
---|
Затем машина заливается рабочими жидкостями и заводится от «крокодилов»: все, путевка в жизнь дана! |
![]() |
---|
В среднем на сборку одного автомобиля — от ящиков с комплектующими до готовой машины — уходит всего 3 часа. |
При том, что завод не самый автоматизированный, нельзя сказать, что он простоватый. Вовсе нет! Все операции регламентированы, малейшее отклонение считается браком. Например, если кузов сварен не так, то его с конвейера снимают. Персонал как следует обучен, плюс периодически повышает квалификацию. И машины делают — на совесть: об этом можно судить по готовым Superb или Roomster.
И кругом чистота и порядок, рабочая атмосфера: все заняты делом, нет праздношатающихся и скучающих пролетариев. Все четко, аккуратно, логично. Цивилизованно.
Выезжаю за территорию с завистью и тоской: вот бы нам также! На наших, отечественных заводах. Казалось бы, и сварочные роботы стоят хорошие, и конвейеры не самые древние. А на выходе все равно – «Жигули» да «Калины».
Ведь смогли же немцы с чехами построить шикарный завод в Калуге: сами хвастаются, что он лучше квасинского и такой же оснащенный, как болеславский. Смогли за пару лет наладить там производство полного цикла и запустить Polo sedan – модель, разработанную в кратчайшие сроки.
При этом вложений – 570 млн евро! Наше правительство на АвтоВАЗ за год убило 700 млн долларов, а где результат?
Где российские аналоги Yeti, Superb или той же Fabia? Почему у немцев с чехами получается малой кровью с нуля (!) поставить завод, а наши «гиганты», высасывая миллиарды, не могут даже отладить производство и бизнес-процессы?
Завод в Квасинах, да и вся Skoda в целом, — яркий пример того, что хороший автопром возможен только под сильным началом. Вот если бы разогнать весь ВАЗовский менеджмент, и поставить на их место немцев… Через полгода будем делать не хуже «Опеля», через год – «Шкоды», а там, глядишь, и Volkswagen догоним. Когда-нибудь. Skoda вот уже догнала.
Фото, видео: Кирилл Зайцев
Автор благодарит Skoda Auto Rus, лично Светлану Шаманову и Ольгу Феоктистову за приглашение и хлопоты; автоцентр «Карро» за помощь в организации и проведении съемок.
66.RU