Раздел Авто
17 апреля 2009, 13:21

Автоцентры Екатеринбурга месяцами не выдают клиентам покупки

Екатеринбургские автовладельцы встревожены. Несколько дилерских центров месяцами задерживают выдачу полностью оплаченных иномарок. Машины при этом находятся на стоянках салонов.
Нехватка наличных средств у автоцентров Екатеринбурга привела к тому, что покупатели месяцами не могут забрать оплаченные автомобили: на них нет ПТС. Продавцам иномарок приходится проявлять чудеса дипломатии, чтобы не допустить массового обращения клиентов в суд: коллективные иски грозят задолжавшим дилерам разорением. Учитывая, что цены на иномарки выросли с начала года на 20-30%, заказчики категорически против расторжения договора: даже если автоцентр вернет деньги, на них такую же машину у другого дилера не купить. Потребители переходят к решительным действиям. Некоторые забирают авто на эвакуаторе (передвигаться на машине без документов нельзя, но и оставлять на стоянке «боязно»). Другие регулярно приезжают в салон со скандалами и готовятся судиться.

«Я недавно подал два иска в суд Октябрьского района к компании «Альфа Моторс» с требованием выдать машину и уже готовлю третий», – рассказал Владимир Селянин, вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов. Об исках к другим автоцентрам пока неизвестно, но в комитете есть сведения, что, по крайней мере, еще две крупные мультибрендовые компании имеют все шансы их получить. Причем речь идет о задержке выдачи ПТС как продавцами бюджетных моделей, так и центрами, торгующими автомобилями стоимостью более 2 млн руб.

«Альфа Моторс» и прочие салоны от комментариев отказались. «Дилеры просто пытаются спустить ситуацию на тормозах, так как исправить ее сейчас не могут», – поделился эксперт рынка, пожелавший остаться неназванным. Дело в том, что схема, по которой работают салоны, часто выглядит так: они приобретали иномарки на кредитные деньги, при этом ПТС находились в залоге у банка. Чтобы выкупить паспорта, центрам требовалась предоплата за авто от новых клиентов. Когда поток покупателей был стабильным, система работала почти без сбоев (ПТС на привезенную по заказу машину часто поступают на несколько дней позднее самого автомобиля – это почти норма). Теперь, когда перекредитоваться стало трудно, а повсеместный спад продаж почти не оставил дилерам наличных денег, выкуп ПТС резко осложнился. Огласки они избегают, скорее всего, чтобы предотвратить панику покупателей, которая может привести к еще большим финансовым проблемам. Как отмечает Андрей Артемьев, председатель Комитета по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга, по закону за каждый день просрочки выдачи оплаченной машины дилерский центр должен вернуть клиенту 0,5% ее стоимости.

В частности, компания «Альфа Моторс» уже должна истцу около 200 тыс. руб., причем этот штраф ежедневно увеличивается примерно на 7 тыс. руб. «Если случаи задержки ПТС действительно массовые и люди решат пойти в суд, то автоцентры, работавшие по принципу пирамиды, быстро разорятся», – предполагает г-н Артемьев.

Сколько человек ждут своих оплаченных автомобилей, неизвестно. Сами пострадавшие говорят, что столкнулись с массовым явлением. Возможно, они не подают иски из опасения поссориться с дилерами и вообще остаться без машины. Да и менеджеры салонов делают все возможное, чтобы не допустить вмешательства правоохранительных органов. «Либо уверяют, что документы на машину придут буквально завтра, либо обещают подарить за ожидание коврики, бесплатное ТО и т. п.», – сообщают участники автомобильных форумов. Между тем, по мнению экспертов, судебные иски как раз ускорили бы процесс получения автомобилей их владельцами.

«Закон полностью на стороне потребителей, он специально написан таким образом, чтобы стимулировать продавца выдать авто как можно скорее», – поясняет Андрей Артемьев. В «Альфа Моторс», по словам г-на Селянина, на первый иск отреагировали мгновенно и выдали автомобиль, не дожидаясь судебного заседания. Но истцы все равно намерены судиться, чтобы получить неустойку за просрочку и заодно создать прецедент. Таким образом, дефицит на автомобильном рынке исчез, а многомесячное ожидание иномарок все равно осталось. Год назад клиенты ждали своих машин месяцами из-за очередей на популярные модели, а также из-за попыток сотрудников автоцентров нажиться на ажиотаже. Теперь у рынка новые проблемы, но последствия для покупателей практически те же.