Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В России кончились дальнобойщики. Автозаводам нечем развозить машины по дилерам

3 ноября 2023, 08:00
В России кончились дальнобойщики. Автозаводам нечем развозить машины по дилерам
Фото: архив 66.RU
Проблему дефицита кадров пробуют решать по старинке: воззваниями к Правительству и смекалочкой.

«Фатальный дефицит»

На излете 2022-го у мелких игроков рынка б/у-авто возникли первые проблемы: «Место на возе от Владика было 40 тысяч рублей, потом 80, теперь 100 — и тех нет», — говорил мне в декабре спец по продажам «авто без пробега по РФ». Резко возросший «параллельный импорт» и камбэк лучших практик 90-х (правый руль) изрядно разогрели рынок грузоперевозок.

Пару кварталов спустя проблема докатилась и до самых крупных из игроков. Еще в конце августа околозаводские паблики и самарская пресса сообщали, что АвтоВАЗу не хватает возов для отправки продукции по регионам. Дефицит автовозов именовался не иначе как «фатальным»: на складах мертвым грузом встали тогда сотни и тысячи новых Lada.

Дилеры на местах (Екб) тогда проблемы не увидели: «Была проблема, да. Но уже нормально — настроили логистику. Сами дилеры», — говорил мой собеседник в ДЦ Lada в начале сентября. Но, по всей видимости, настроили не все.

А что случилось?

Первая очевидная причина дефицита перевозок — куда-то подевались работоспособные крепкие мужчины. Работодатели их массово ищут-ищут — и не всегда находят. Если пробежаться по самым крупным job-порталам, то видно: вакантных мест для дальнобойщиков порядка 3 тысяч. По регионам, которым больше всего требуются водители фур, разбивка такая: Краснодарский край, Москва+область, область Свердловская.

Только в последней, по данным Superjob.ru, количество вакансий в сфере «Транспорт, логистика, склад» за год выросло на 38%. Зарплата водителя большегрузного транспорта (от 5 тонн) тоже выросла: на 22,2% разом. Для сравнения: водители грузовиков до 1,5 тонн (ГАЗель) стали зарабатывать только на 10,5% больше (85–160 тысяч рублей). Дальнобойщикам-экспедиторам же работодатели с ходу сулят 110–200 тысяч рублей в месяц.

Многие вакансии — с пометкой «Можно без резюме», другие требования тоже без высоких планок:

  • «опыт от 1 года»

или просто

  • «опыт работы, права СЕ».

Лишь бы пришли.

Любопытно, что за последний год вырос и средний возраст соискателей. Если в 2022-м на позицию «Водитель грузового автомобиля» претендовали кандидаты средним возрастом 42 года, теперь — 44.

В целом же, резюмируют коллеги из Superjob, «…соискателей [в сфере «Транспорт, логистика, склад, ВЭД»] не становится больше, работодатели находятся в ситуации, когда на одну вакансию приходится в среднем одно резюме».

Но причина дефицита в сфере грузоперевозок может быть и другой, неочевидной. Гуляет в дилерском сообществе такая точка зрения: водители фур есть, только не хотят работать с российскими автопроизводителями. «Слышал, перевозчикам выгоднее работать с китайцами. Они платят и больше, и стабильно. Как реально — не знаю».

И как быть?

Двое крупнейших промышленников — АвтоВАЗ и Sollers — попросили Минтранс и Минпромторг «…разрешить ситуацию с неконтролируемым удорожанием логистики при доставке готовых машин с заводов в дилерские центры», — сообщает РБК. По их сведениям, тарифы на перевозку с начала года выросли вдвое.

А пока Минтранс и Минпромторг придумают, как обуздать и победить базовые законы капитализма (баланс спроса-предложения, etc), заводы закладывают дорогую логистику в цены (+40–50 тысяч рублей) или решают возникшую задачу по-другому: смекалочкой. Например, предлагают новую перспективную услугу — самовывоз с завода, чтобы не переплачивать за логистику, .

В Ульяновске это описывают казенным языком — как «компенсационные меры в связи с ростом стоимости доставки а/м». И дают выбор: забрать у дилера в своем городе, но с учетом 50 000 «вынужденных» рублей сверху. Или заказать машину через сайт напрямую на заводе, не платить «вынужденные» 50 000 сверху, но чуть-чуть подождать: «Автомобиль будет готов к выдаче в Ульяновске через 3–6 месяцев с момента размещения заказа и продан по рекомендованной розничной цене».

АвтоВАЗ подошел к делу более творчески и подает самовывоз с завода как «Акцию». Цель которой — «стать ближе к нашим Клиентам».

В России кончились дальнобойщики. Автозаводам нечем развозить машины по дилерам
Фото: скрины 66.RU

Акции’2023 be like. Хотя, по-моему, это еще один камбэк лучших практик 90-х — поехать за «Жигулями» в Тольятти самому и на проходной завода купить у мужиков. Сосед так пригнал году в 97-м новую «пятнашку» — весной, еще до ее официального анонса. В журнале «За рулем» новость появилась только в августе, а он свел с ума весь двор еще в апреле. Думали, иномарка какая. Оказалось — рестайлинг «Самары». Лет за 10 до того, как весь двор (и на ВАЗе) узнал слово «Рестайлинг».

Экономия в этом случае будет поменьше уазовской: -40 000 рублей. Хорошую практику из 90-х маркетологи заворачивают и в еще один слой — поэтический: самовывоз с завода — «прекрасный повод» для внутреннего туризма!

В России кончились дальнобойщики. Автозаводам нечем развозить машины по дилерам
Фото: скрины 66.RU

«И даже если далеко» ©