Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Когда переобуваться в зимнюю резину? Шипы или липучка? И все другие вечные вопросы о сезонной смене шин

16 октября 2023, 11:10
инструкция
Когда переобуваться в зимнюю резину? Шипы или липучка? И все другие вечные вопросы о сезонной смене шин
Фото: архив 66.RU
Ультимативный гайд по вопросам, которыми все мы задаемся в октябре и апреле.

Когда «переобуваться»?

Единого и четко сформулированного требования по времени смены сезонной резины нет: это не регламентируется ни ПДД, ни другими законами и подзаконными актами. Ориентироваться можно только на рекомендации производителей шин.

Главным критерием при смене летней резины на зимнюю они называют среднесуточную температуру. Дальше рекомендации разнятся: от «когда среднесуточная температура опускается ниже нуля» до «среднесуточная 5–7 градусов».

То есть когда максимальная дневная температура не превышает пяти градусов Цельсия и держится на такой отметке не менее 5–7 дней, пора задуматься о смене. Ниже этой температуры летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, а при температурах выше начинается усиленный износ более мягкой зимней резины. Поэтому ждать стабильных заморозков не стоит.

С 2023-го и далее следует также учитывать, что с 1 сентября вступило в силу требование использовать шины по сезону. В зимние месяцы (с декабря по март) не допускается эксплуатировать летние шины. За нарушение этого требования водителя могут оштрафовать на 500 рублей.

«Шипы» или «липучка»?

Выбор между шипованными и нешипованными шинами зависит от многих факторов, включая условия дорожного движения, климатические условия и личные предпочтения водителя.
Шипованные шины обычно предпочтительнее для дорог, конкретно покрытых льдом, поскольку они обеспечивают лучшее сцепление на скользких поверхностях. Однако они менее эффективны на сухом асфальте и сильно шумят.

Нешипованные шины aka «липучки» aka фрикционные покрышки обеспечивают более тихую и плавную езду. Они также дают хорошее сцепление на заснеженных или мокрых дорогах, но менее эффективны при обледенении по сравнению с шипованными шинами.

Куда ставить шины поновее?

Допустим, на полный комплект сезонной резины не хватило (бывает). Но есть два колеса таких же, только поновее. А «не таких же» нельзя. Помним, что «Не допускается установка на одну ось автомобилей шин различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора».

А если оси — разные? Куда воткнуть шины такие же, но новее?

Шинники из Michelin, например, категоричны и рекомендуют ставить более свежие шины строго на заднюю ось. Это связано с тем, что новые покрышки там обеспечат более стабильное управление автомобилем во время маневров и при движении прямо на высокой скорости. Более того, это повышает безопасность во время движения на мокром покрытии.

Если совсем просто: более свежие шины на задней оси снижают риск заноса. А в контраварийной среде считается, что занос неопытному водителю отловить сложнее, чем справиться со сносом (передка).

Впрочем, и тут — изрядное поле для дискуссий. Если установить более свежие шины на переднюю ось, получим меньший тормозной путь. С аквапланированием, опять же, проще справиться. Поэтому взвесьте свой жизненный опыт: с чем вероятнее всего столкнуться в регионе проживания зимой — аквапланированием или заносом на обледенелой дороге? А когда взвесите, ставьте все-таки на задок: шинники из Michelin поболе нашего знают.

Как хранить сезонные покрышки?

Простая и понятная графика, чтобы сохранить в «Избранное», переслать другу (и маме).

Когда переобуваться в зимнюю резину? Шипы или липучка? И все другие вечные вопросы о сезонной смене шин
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Если чуть подробнее, то хранение шин с дисками в вертикальном положении может привести к деформации корда: тяжелый диск давит. А если стопочкой, то не давит. Аналогично с шинами без дисков в подвешенном состоянии: под своей же массой они в таком положении деформируются. А вертикально — не деформируются.