Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Посмотрите, как изменилось понятие «бюджетного» автомобиля. Два шокирующих графика

10 мая 2023, 12:55
Посмотрите, как изменилось понятие «бюджетного» автомобиля. Два шокирующих графика
Фото: 66.RU
10–13 лет назад мы без конца писали анонсы выхода «бюджетных» автомобилей — и сейчас без конца пишем. Но есть нюанс.

Рубеж десятилетий выдался бурным: авторынок мощно отскакивал после шторма 2008–09, в стране один за другим открывались автозаводы, конвейеры которых незамедлительно загружались новинками. Причем — локальными. Схема «привезти китайца, переклеить шильдик» тогда казалась дремучим архаизмом, российские заводы осваивали условно российские модели по полному циклу — со сваркой и окраской кузова. Первенцем был, конечно, Focus. И Logan. На рубеже 2009–10 к нему присоединился брат-хэтчбек Sandero, моментально ставший хитом. Очереди были на месяцы вперед, дилеры осваивали новую перспективную схему «Есть в наличии, но с ковриками, сигналкой и магнитолой еще за 100 тыс. сверху». Начальная цена — смешные 386 тысяч.

Посмотрите, как изменилось понятие «бюджетного» автомобиля. Два шокирующих графика
Фото: архив 66.RU

Logan I. Папа

Но настоящий бум локальных бюджетников начался в 2010 году с запуска в Калуге Polo sedan. В промоушене модели косвенно поучаствовал премьер Путин, которому прототип показывали сильно заранее и за закрытыми дверьми.

Посмотрите, как изменилось понятие «бюджетного» автомобиля. Два шокирующих графика
Фото: архив 66.RU

«Я обещал молчать, но могу сказать, что мне понравилось. Это перспективная модель по качеству и по цене», — сказал тогда премьер.

Это был первый опыт крупного бизнеса по глубокой адаптации продукта под конкретный рынок: наш Polo sedan отличался и концептуально, и по наполнению от европейского хэтчбека испанской сборки. «Наш» по-другому окрашен, у него более емкий бачок омывайки, по-особому настроенное шасси и множество компонентов от локальных смежников. Такого еще не бывало: калужский мужик впервые в истории получил возможность собрать настоящий «Фольксваген» своими руками, а потом его же и купить по неслыханным «от 399 000». Немного погодя петербургский Hyundai попросил подержать его пиво.

Посмотрите, как изменилось понятие «бюджетного» автомобиля. Два шокирующих графика
Фото: архив 66.RU

Solaris 1

Первый «Солярис» выиграл эту гонку всухую. На старте за него просили на 20 000 меньше, чем за Polo, а за 399 тысяч, по цене базового Polo (без кондиционера), покупатель Solaris получал кондиционер! Очереди были еще длиннее, чем за Sandero. Но дилеры жаловались: «Мы с каждой проданной штуки зарабатываем всего 5 тысяч. Прибыль импортер обещает когда-то потом, когда наберем клиентскую базу на сервис». Дальше поток новостей о «…новом российском бюджетном седане» начал утомлять.

Посмотрите, как изменилось понятие «бюджетного» автомобиля. Два шокирующих графика
Фото: архив 66.RU

Aveo T300 на финальном прогоне после схода с конвейера ГАЗа. Да, было время, когда по конвейеру ГАЗа параллельно плыли «Газели», «Шкоды», «Джетты» и Chevrolet.

Хотя хитов уровня Polo/Solaris уже не случилось. Aveo в кузове Т300 прошел тихо, Citroen C-Elysse вообще незамеченным, а после выхода в 2012-м «Дастера», а в 2016-м — «Креты» все «Рапиды» и «Логаны» вообще потерялись на фоне бюджетных SUV.

Посмотрите, как изменилось понятие «бюджетного» автомобиля. Два шокирующих графика
Фото: архив 66.RU

Rapid нам обещали и тизерили с 2011-го. Попутно сватали брата-близнеца от SEAT — Toledo. В итоге Rapid вышел на рынок поздно: в апреле 2014. SEAT в конце того же года молча ушел с рынка.

К излету десятилетия бюджетные седаны вообще потеряли свое место под солнцем, полностью вытесненные SUV и вариациями. Так, последняя крупная премьера докарантинной эры — купеобразный кроссовер Arkana. Она же — апогей локального производства. Если Polo и Solaris выросли в местные модели из глобальных, то «Аркану» изначально придумали в Москве москвичи. Французская штаб-квартира дала добро, интернациональная команда из франко-румыно-российских инженеров и дизайнеров воплотила задумку в металле. Вышло так хорошо, что уже московская Arkana получила локальные версии в Южной Корее и Европе.

Посмотрите, как изменилось понятие «бюджетного» автомобиля. Два шокирующих графика
Фото: архив 66.RU

Arkana в виде концепта на ММАС-2018. Представляет Николя Мор. Энтони Грейд, главный по дизайну Renault в регионе СНГ, в кулуарах заговорщицки шепчет: «Забудь про «Логаны» и вот это все. Теперь все будет по-другому».

Быстрая перемотка — мы в 2023 году. Ленты новостей день через день обещают нам новые бюджетные седаны. Но если в прежнем десятилетии «бюджетный» — это было сначала 400+, затем 700+ тыс. рублей, то теперь все слегка иначе.

Посмотрите, как изменилось понятие «бюджетного» автомобиля. Два шокирующих графика
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

По сравнению с началом развертывания полномасштабного локального производства («десятые») понятие «бюджетности» подорожало без малого в 4 раза: с 0,45 млн за начальный седан до 1,7 млн. Доллар к рублю за тот же срок поднялся в 2,5 раза30,37 до 76,82).

Посмотрите, как изменилось понятие «бюджетного» автомобиля. Два шокирующих графика
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Доходы жителей Екатеринбурга с тех пор выросли куда скромнее: с официальных средних 26 097 рублей в месяц в 2010-м до 53 000 рублей в 2022-м («Свердловскстат»).