Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

АвтоВАЗу — 50. Три машины в их истории, за которые не стыдно

19 апреля 2020, 15:55
Колонка
АвтоВАЗу — 50. Три машины в их истории, за которые не стыдно
Фото: фирмы-производителя
Формально, 54, конечно: предприятие основано в 1966-м, но первый автомобиль сошел с конвейера 19 апреля 1970 года.

Простите за неуместный в праздничный день цинизм и прямоту, но какой-то «славной» историей Волжский автомобильный похвастаться не может — за полвека он так и не стал восточноевропейским Volkswagen, российской Toyota — и даже до лавров и веса материнской Renault так и не дотянулся.

Наоборот: из этих 50 лет без малого 42 года пришлись на паразитирование на конструкции FIAT 124 и вариаций на его тему. И я не оговорился: «четверка» Жигулей выходила с конвейера вплоть до 2012 года (семейство «Самара» продержалось еще год — до 2013). То есть когда весь мир уже вплотную подошел к езде на электротяге и автопилоте, в Тольятти дожимали соки из конструкций 70–80-х годов.

АвтоВАЗу — 50. Три машины в их истории, за которые не стыдно
Фото: архив 66.RU

Так что особо пиетета к «богатой истории» ВАЗа я не питаю, но должное отдать стоит. Были в этой биографии несколько глав, за которые можно гордиться в полный рост и на полную катушку.

«Нива»

Если бы советской промышленности были ведомы понятия «маркетинг» и «паблик рилейшнз», то за ней бы навеки застолбили статус первопроходцев и изобретателей целого класса — Sport Utility Vehicles, сиречь SUV, сиречь кроссовер.

Но в маркетинг создатели не умели, поэтому одеяло первооткрывательства на себя тянут то Toyota с ее «Rav Four», то Honda с HR-V, то вообще с какого-то перепугу Nissan с их Qashqai второй половины «нулевых».

АвтоВАЗу — 50. Три машины в их истории, за которые не стыдно
Фото: архив 66.RU

А ведь формула, лежащая в основе всех подобных автомобилей, была создана Петром Прусовым со товарищи в 70-х: полный привод, но несущий кузов; внедорожная геометрия, но легковое удобство. Они же еще в 1977 предвосхитили тренд будущего на повальную унификацию моделей в линейке: донором для «Нивы» во многом выступал седан 2106.

И это за добрых три десятилетия до того, как в наш лексикон вошли обороты вида «платформенные решения», «модульная платформа» и т. п.

В общем, «Нива» со всех сторон — совершенно прорывная и абсолютно великая штука, которую не берут годы, да и не надо.

АвтоВАЗу — 50. Три машины в их истории, за которые не стыдно
Фото: архив 66.RU

«Восьмерка»

Редкий случай, когда советский ВАЗ шел в авангарде мировой индустрии. К началу 80-х все большие ребята (VW, например) ушли в сторону переднего привода, Тольятти в кои-то веки не остались в стороне. На помощь призвали специалистов Porsche Engeneering, и вот тут интересно.

Сам факт сотрудничества никогда и никем не ставится под сомнение, но его немножечко стараются оттенить. Как будто или вспомнить нечего, или вспоминать неловко.

АвтоВАЗу — 50. Три машины в их истории, за которые не стыдно
Фото: архив 66.RU, Николай Ковалевский

На юбилее Porsche в 2018 я встретил инженера, который в свое время был причастен к разработке 2108. И на вопрос, что он об этом помнит, тот отшутился — мол, «…Не помню точно, что мы там делали, но было очень много Vodka».

Тольяттинские же инженеры в своих воспоминаниях между строк проводят мысль вида «Мы предлагали подчас лучшие решения, но начальство вставало на сторону немцев».

АвтоВАЗу — 50. Три машины в их истории, за которые не стыдно
Фото: архив 66.RU, Николай Ковалевский

На что способен самарский гений без стоящего над душой Porsche, мы наблюдали следующие два десятилетия — на примере «десятого» семейства и «Калины». «Восьмерка» же получилась такой, какой мы ее запомнили, во многом благодаря тому, что начальство все-таки одобряло идеи и подходы немцев.

В результате мы получили автомобиль с достойной управляемостью, удобной компоновкой и запоминающимся самобытным дизайном. Всего хорошего у «Восьмерки» было так много и даже в избытке, что задела хватило вплоть до 2013 года.

Vesta

Третий приличный автомобиль в истории АвтоВАЗа и мой самый любимый вообще.


Отчасти потому, что вся прошлая история ВАЗа занижала ожидания, а на выходе мы получили нечто очень приличное.

Отчасти потому, что эта история разворачивалась уже на моем веку и на моих глазах, и со многими причастными посчастливилось много и плодотворно общаться лично.

АвтоВАЗу — 50. Три машины в их истории, за которые не стыдно
Фото: архив 66.RU

Но самое главное — Vesta просто хороша как автомобиль

Да, там были и остаются мелкие производственные огрехи — каждый раз разные и каждый раз оригинальные. Но как концепт, как конструкция, как продукт она совершенно гармоничная, целостная и удачная. С великолепной для такой стоимости управляемостью, просторным и отлично скомпонованным салоном, с эталонной плавностью хода и оптимальной ценой.

АвтоВАЗу — 50. Три машины в их истории, за которые не стыдно
Фото: архив 66.RU

Я не знаю, как у вазовцев это получилось — не исключено, что случайно. Но я в случайности не верю, а в плодотворную работу, международную кооперацию и прямоту рук — вполне.

Хочется верить (и пожелать!), чтобы «вестовский» успех не остался единичным стечением обстоятельств, а стал началом хорошей традиции.

АвтоВАЗу — 50. Три машины в их истории, за которые не стыдно
Фото: архив 66.RU

Потому что не хочется больше краснеть за национальный автопром, и анекдоты про «проклятое место» одолели.

Никакое ведь оно не проклятое — красивые там места.

Волга, опять же.

Горы Жигулевские.