Залипли
Февраль 2010 г. Акиро Тойода — глава крупнейшего в мире автоконцерна — чуть не в слезах оправдывается перед Конгрессом США. Не как император, но как школьник. На кону не только чистейшая репутация самого надежного производителя в мире, но и возможная ответственность за гибель десятков человек.
Перед этим были долгие месяцы скандалов и тяжб, связанных с залипанием педали газа. Виновными поначалу признали коврики: их неудачная форма вызывала самопроизвольное ускорение, из-за чего за 9 лет погибли не менее 89 человек. К таким выводам пришли специалисты NHTSA — Национальной администрации по безопасности дорожного движения. Рассказы про коврик выглядят смешно, а оправдания «Тойоты» по этому вопросу звучали туманно.
|
---|
В Toyota проблему описывали очень расплывчато. «Согласно исследованиям компании, в редких случаях некоторые механизмы педали акселератора могут изнашиваться, и при определенных условиях возврат педали акселератора в исходное положение может быть затруднен», — писал в 2010 году российский офис компании. Технически подкованные эксперты нашли (см. фото) причину заклинивания в зубчатой передаче между педалью и датчиком ее положения, где появлялось избыточное трение, которое и приводило к залипанию педали. Лечилось просто: между педалью и датчиком поставили металлическую пластину, которая ограничивала ход зубьев, исключая избыточное трение и трудности с возвратом в исходное положение. |
Коврик ли, зубчатая ли передача, но «Тойоте» пришлось отзывать беспрецедентные 9 миллионов автомобилей по всему миру. В том числе — 160 000 в России. Тогда же они заплатили крупнейший (пока) штраф в истории — $50 000 000. На ремонт машин по всему миру пришлось потратить еще не менее $2 миллиардов.
|
---|
Занесло
Не успел японский концерн выплатить весь штраф до цента, как в апреле 2010-го — новый удар. На этот раз журналисты авторитетного издания Consumer reports (а-ля американский «Авторевю») присудили новому Lexus GX460 рейтинг Don’t Buy. Эксперты издания после испытаний на полигоне пришли к выводу, что при активных маневрах автомобиль склонен к опрокидыванию: в ответ на резкий поворот руля развивался столь же резкий занос задней оси, который не успевала погасить система стабилизации.
По большому счету Америки CR не открыли. Большие, тяжелые рамные машины и впрямь склонны к заносу, а с учетом высокого центра тяжести при определенных условиях они действительно могут опрокинуться. «Открытие» экспертов было сродни откровениям о том, что Ленин, оказывается, умер.
|
---|
Реальная проблема заключалась исключительно в запозданиях работы ESP, что не означает склонности к опрокидыванию машины в любой ситуации. Но Consumer Reports — издание авторитетное, и наученная горьким опытом «Тойота» перестраховалась и сразу же приостановила продажи GX на территории США. История опять закончилась массовым отзывом — на этот раз для перепрограммирования блока системы стабилизации.
|
---|
Испачкали воздух
Пять лет тишины — и вот новый скандал. На этот раз экологи обвинили Volkswagen в мухлеже с тестами на вредные выбросы. Теория на первых порах звучит так же вычурно, как и история с дефектными ковриками «Тойоты». По мнению специалистов-экологов, на время замеров вредных выбросов моторы TDI переходили в некий щадящий режим и показывали существенно заниженные значения вредных выбросов. В реальной же жизни «секретный» тестовый режим отключался и мотор работал иначе.
По иронии судьбы, вчера же Volkswagen представил рестайлинговую версию Passat для рынка США. Дизель 2,0 TDI в списке моторов значится… |
Скандал по аналогии со знаменитым «Уотергейтом» американская пресса уже окрестила «Дизельгейтом». И он может ударить по репутации и кошельку Volkswagen куда сильнее, чем коврики по «Тойоте». Надо понимать западные реалии, где нет вещей страшнее урона окружающей среде: у Toyota из-за акселератора всего лишь люди гибли, а тут белые мишки и озоновый слой под угрозой!
|
---|
Пресса США уже заходится в истерике: «Американцы должны быть возмущены циничными и целенаправленными усилиями компании по нарушению одного из наиболее важных экологических законов страны», — пишет Autoblog. В свою очередь агентство Bloomerg хоронит перспективы VW в США: «Планы продаж Volkswagen на американском рынке до 2018 г. были очень амбициозными. Теперь они недостижимы».
|
---|
За вчерашний день акции компании обвалились до семилетнего минимума, они уже потеряли 16 на капитализации и могут потерять еще $18 миллиардов живыми деньгами на штрафах за разницу между заявленным и фактическим выхлопом. Тем временем ситуация выходит из чисто экономической плоскости и стремится в сторону уголовную: о намерении провести расследование заявило министерство юстиции США, уголовное дело руководству VW светит и на родине, в Германии.
Худо не без добра
После скандалов с «Тойотой» индустрия серьезно поменялась. Истории о массовых неполадках перестали скрывать, и они вышли далеко за границы цепочки «производитель — дилер — клиент». Что логично: положение «Тойоты» в 2010 г. сильно пошатнул именно факт сокрытия информации о возможных неисправностях, и теперь все производители при малейших подозрениях на дефект ковриков или брызговиков публично зазывают автовладельцев в сервис. Мы как клиенты от этого только выиграли. К чему положительному приведет скандал с дизелями Volkswagen, пока сказать трудно. Для начала немецкому производителю надо его хотя бы пережить.
Фото: blog.toyota.co.uk; архив 66.ru; Volkswagen; Bloomberg; 66.RU
"Тогда же они заплатили крупнейший (пока) штраф в истории — $50 000 000" ...интересно, а кому заплатили? Досталось ли семьям погибших 89 человек хоть что то?
Штрафы шли правительству США
Я думал только в России такой менталитет, оказывается тенденция то повсеместная
Экологию надо восстанавливать, а не бабосы по карманам рассовывать.
в одну кучу совершенно разные вещи.. потеряв в капитализации, VW не потерял деньги на счетах, а штраф они не стоимостью акций будут гасить.
Это да. Но финансовые потери так или иначе будут не по отдельности, а вместе. Потому что причина у них одна.
Статья про то, как Фольксваген обосрался, была вчера, и висит слева в "Новостях по теме", Эта статья про то, "какие скандалы топили автоконцерны". И в этом заголовке - всё: например, множественное число, указывающее на то, что речь пойдет про несколько концернов. Откуда был сделан вывод, например, что статья , мне решительно неясно.