Год назад мы вслед за Москвой, Абу-Даби, Лиссабоном, Гамбургом приобщились к достижению мировой цивилизации под названием «платное парковочное пространство». Споров, доходящих до истерик, было много, но со временем как-то стерпелось и даже слюбилось. Как изменилось платное парковочное пространство за этот год?
Прогрессия: число паркоматов выросло
Начинали с парковочного пространства на 1 500 машино-мест, до конца 2015 г. планировали расширить до 2 500 мест (плюс тысяча), но сейчас планы скорректировали — летом появится 824 машино-места. Итого — 2 324. Карта было/стало — ниже.
*I, II и III пусковые участки платного парковочного пространства
Нулевой выхлоп
Суммарно за несколько этапов установки паркоматов мэрия потратила на них, по нашим подсчетам, 43 миллиона рублей: 18 млн сразу, еще 25 млн на втором этапе. Сколько вернулось в казну? По словам главного человека в проекте — Романа Бараковских, точная сумма за год еще не посчитана, но она составит никак не менее 8,5 миллионов рублей. Такими темпами затраты на первый год платного парковочного пространства окупятся где-то за 5 с небольшим лет. Если не произойдет резкого скачка оплат, а он вряд ли произойдет...
Условно-бесплатно: первые в мире shareware-паркоматы
О том, что никаких санкций за неуплату не будет, Портал 66.ru случайно узнал у Юрия Дёмина сразу после запуска проекта. Оказалось, дело в законодательстве, которое не предполагает взимания штрафов силами муниципалитета.
Юрий Дёмин, глава ГИБДД Свердловской области:
— Нет закона. Принцип простой: для того чтобы нарушение фиксировать, нужен «Паркон», у мэрии он есть. Они в свое время нам говорили, что сотрудники ГИБДД не хотят работать с «Парконами». Это не так. Госавтоинспекция нигде и никогда не работает по платным парковкам. Это не наша функция! Сегодня этим по закону уполномочен заниматься оператор электронного правительства, не муниципалитет.
Оператор электронного правительства эту функцию должен делегировать муниципалитетам, чтобы те собирали данные, проверяли и отправляли нам. Мы со своей стороны должны проверить через нашу базу данных на предмет нарушения, и если оно имеет место, то направить «письмо счастья».
Для того чтобы этот механизм соблюдался, в областном законе должно быть прописано, что фиксация нарушения может выполняться в автоматическом порядке, с использованием приборов. А в законе этого нет.
Поэтому штрафы за неоплату нарушителям до сих пор не приходят, а по оценкам все того же Романа Бараковских, число неплательщиков достигает 40–45% от общего числа пользователей платного парковочного пространства. Условно, если их станет хотя бы вдвое меньше (до 20% неплательщиков), то окупаемость проекта вырастет ощутимо и паркоматы отобьются не за 5 с небольшим лет, а, скажем, за 4 года.
Абонент не абонент
Решены ли за год проблемы с оплатой парковки? Например, посредством самого популярного способа — SMS? Нет, не решены. Пользователи разных операторов регулярно жалуются на то, что проплата не проходит по тем или иным причинам. Чаще всего слышны жалобы со стороны абонентов МТС и «Мотива», но это субъективное наблюдение автора. По мнению ответственных лиц в мэрии, всё давно налажено.
Еще один наболевший вопрос — оплата налом. В конце прошлого года даже прошла новость о том, что на федеральном уровне по регламенту паркоматы «обяжут» принимать в том числе наличные средства. Пока что это все на уровне разговоров и мэрию особо не печалит, даже если это случится.
Евгений Липович, замглавы города:
— Все паркоматы менять не будем. Даже если федеральные нормы будут приняты, то, имея в непосредственной близости два паркомата, по всей видимости, один из них будем делать с возможностью приема наличных средств, второй — без.
Но, по опыту Москвы, всего 7% автомобилистов оплачивают наличными средствами. А сам такой паркомат значительно дороже: он должен быть антивандальным, у него больше средств безопасности, есть сложности с инкассацией.
Нарушай, потом паркуйся
Еще один серьезный просчет, который так и не был исправлен, еще в конце прошлого года подсказали наши читатели: дорога к новым паркоматам на Белинского оказалась перегорожена сплошной линией разметки, обозначающей выделенную полосу для общественного транспорта. Таким образом, чтобы припарковаться за плату, автомобилист должен нарушить ПДД и рискнуть получить штраф по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ. Прошло полгода, растаял снег, нанесли новую разметку с учетом прошлых пожеланий. И что же?
Все так плохо?
Почему же. Кризис роста никто не отменял. В данном случае он получился несколько затянувшимся (штрафы, сплошные, оплата по SMS), но останемся оптимистами. Тем более что добра непоправимого платное парковочное пространство уже нанесло немало. Вы до его появления часто видели пустые места на той же Белинского? А теперь — хватает.
Правда, иногда, чтобы встать на такое свободное место, надо снести пару столбов.
Зато нет припаркованных вторым-третьим рядом, и дышится свободнее, и едется полегче. Сознательность опять же выросла: на платных местах по-честному стоят все — включая «Мерседесы», БМВ и «Инфинити».
А как бы вы оценили итоги первого года работы платного парковочного пространства? Какие проблемы еще стоит решить и как лично ваша автомобильная жизнь поменялась за 365 дней оплаты? Присоединяйтесь к обсуждению в комментариях, соцсетях и голосовании ниже.
Фото: архив 66.ru; 66.RU
Не проще было на эти деньги провести пересмотр маршрутов общественного транспорта и нарисовать дополнительные полосы для движения автобусов?
Спасибо за наблюдательность.
Наперед скажу тем, кто сейчас налетит плакаться за "яжемать", "мнежедолжныбесплатно", "стройтежебольшепарковок" - можете идти лесом подальше в лес и там плакаться. Не можете найти место по правилам, не умеете, не желаете - тогда туда вам и дорога. Но большинству жителей города, как автомобилистам, так и пешеходам платные парковки, если заработают на полную мощность, сильно облегчат жизнь.
Пы.сы. Авто есть, гараж есть, за платную парковку плачу, на ОТ проехать не влом...
Вы хотя бы примерно знаете сумму потраченную на установку на Макаровском мосту делиниаторов ? И где они сейчас ? И вместе с тем вы правильно негодуете по поводу остановки строительства метро , а деньги вот они - делиниаторы , паркоматы и прочие , как их сейчас называют НЕЭФФЕКТИВНЫЕ расходы .
Хороша ложка к обеду - отремонтируйте дороги , хотя бы сделайте правильную разметку , в том числе и для ОТ , а потом уж !!! может быть и до паркоматов дело дойдёт
Во-вторых - метро должно строиться на федеральные деньги, это капитальные вложения. Весь же наземный общественный транспорт должен финансироваться из местных бюджетов.
Далее, ОТ так и не начнет нормально работать и окупаться, и обновляться, пока будет стоять в пробках, и ни "правильная" разметка, ни хорошие дороги не помогут. Поэтому в первую очередь - борьба с пробками. В том числе одна из мер - сделать использование личных машин очень затратным. И тут как раз платная парковка очень в тему.
А делинаторы на Макаровском конечно чушь. Нужно было бордюры оставлять, потому что бордюры очень ЭФФЕКТИВНО помогают трамваям не стоять в пробках например на отрезке от Мира до Новгородцевой, хотя местами их и не хватает. Да и сам поток быстрее движется, т.к. никто в левый ряд не лезет...
А тем более , как поставили паркоматы эти городские горе-руководители - закона даже ещё нет , нет слов
Вообще то это совершенно разные статьи бюджета и можно до бесконечности перечислять ,куда бы еще можно было бы направить эти деньги. Вопрос то совершенно не в этом. А в том, что это надо. И надо это довести до ума в кратчайшие сроки...