Раздел Авто
3 декабря 2014, 09:30

Все логично: нефть дешевеет, бензин дорожает! И будет дорожать

Стоимость сырья в розничных ценах на бензин играет далеко не главную роль, а ее падение в грядущем году с лихвой отыграется за счет повышения ключевых налогов.

Если с ходу отринуть мантру «мы нефтедобывающая страна…» и посмотреть здраво, то ответ на вопрос «Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?» найдется сам собой. Но сначала посмотрим соотношение (хоть это и в корне неверно) динамики цены на отечественную нефть марки Urals и средних цен на бензин по Екатеринбургу с начала этого года.

Динамика мировых цен на нефть марки Urals и на бензин в сетях Екатеринбурга*

* по данным 66.ru и «Наанс медиа»

Да, действительно: нефть идет верным курсом «на полшестого», бензин по чуть-чуть, но подрастает. Почему «в корне неверно» смотреть такой график? Розничная цена на бензин складывается из доброй дюжины факторов, из которых хоть в процентном, хоть в абсолютном значении непосредственно сырье занимает не самую большую долю.

Составляющие части розничной цены на бензин

* по данным Российского топливного союза

Сравните: «переработка», «акциз», «НДС, «НДПИ» и «налог на прибыль» вместе взятые с легкостью перекрывают «Себестоимость добычи». В структуре конечной цены все это занимает совокупно 63,18%! Еще короче:

Даже при сокращении сектора «Себестоимость» строка «Налоги» никуда не денется. А это в первую очередь акцизы, которые повышаются дважды в год, и налог на добычу полезных ископаемых. Ко всему этому нефтяники платят экспортные пошлины и другие сборы и взносы разной степени тяжести.

А теперь фокус-покус: с 1 января 2015 налог, например, на добычу вырастет почти на 5%647 до 679 руб./тонна), акцизы на бензин — на 10%9 416 до 10 358 руб./тонна). Вот почему падение цен на нефтепродукты если и отыграется со временем на стоимости топлива для конечного потребителя, то незначительно.