12 июня на парковке за Дворцом молодежи было много автомобилей. Но место привычных современных «десяток», Mercedes, Ford и Daewoo Matis заняли их предки. Вчера здесь прошел VII автомотофестиваль «Российской газеты».
|
---|
Dodge, Ford, Mercedes, Chevrolet — марки знакомые, но на дорогах такие автомобили сегодня не встретишь. |
|
---|
Более поздние творения советского автопрома глазу привычнее. На выставку приехала целая армия «копеек» — и все сверкают будто бы только что сошли с конвейера. |
|
---|
На выставке легко можно было отследить эволюцию автомобилестроения. |
|
---|
Вот, к примеру, «Волга» образца конца 50-х годов |
|
---|
Вновь «Волга», но уже десяток лет спустя — конец 60-х. |
Или вот еще один этап в истории российского автопрома — маленькие, почти игрушечные машинки, которые выпускал Серпуховский мотоциклетный завод. На взгляд современного человека это игрушечный вариант Dаewoo Matis в ретро-дизайне, на деле — что-то среднее между инвалидной коляской и автомобилем. В народе такие машины так и называли «инвалидками»: их начали выпускать после Великой отечественной войны специально для инвалидов.
|
---|
Точно такую же «инвалидку» (модель СМЗ С3А) вы наверняка видели в фильме Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». После того как в кино на ней покатался Евгений Моргунов (в роли Бывалого), мотоколяска получила прозвище «моргуновка». |
Распространялись такие автомобили исключительно среди инвалидов через органы соцобеспечения. Мотоколяски выдавались на 5 лет. После двух лет и шести месяцев эксплуатации инвалид получал бесплатный ремонт «инвалидки». Еще через два с половиной года мотоколяски сдавались обратно в собес, а инвалид имел право получить новую. Для управления таким «транспортом» требовалось водительское удостоверение категории «А» (мотоциклы и мотороллеры).
|
---|
Особый интерес «инвалидки» вызывали у детей. Хотя для малышей тоже привезли автомобили, и тоже раритетные. |
|
---|
А вот один из самых ценных экспонатов выставки — Форд-Т, или «Жестянка Лиззи». Это тот самый автомобиль, про который Генри Форд говорил: «Цвет автомобиля может быть любым при условии, что он черный». |
На самом деле, дело не в принципиальности Форда, а в простой экономике. В 1914 году, когда завод перешел на конвейерную сборку автомобиля, времени для сушки было крайне мало. Ни один из использовавшихся в то время красителей, за исключением «японского черного» (асфальтового лака), не подходил. Обычные краски и лаки могли сохнуть до двух недель, а «японский черный» высыхал всего за 48 часов. Автопроизводитель не мог так долго простаивать ради того, чтобы получить цветной автомобиль. Впрочем, такую роскошь иногда все-таки позволяли. В два цвета, например, красились выставочные экземпляры.
|
---|
ГАЗ-А, или советский «Форд» — автомобиль вообще уникальный. Собранный из американских комплектующих в Советском Союзе прототип «Форда» остался один во всем мире. |
Сейчас этот автомобиль хранится в частной коллекции Анатолия Александровича Скоробогатых — председателя екатеринбургского клуба «Авторетро». «Этот автомобиль у меня уже 38 лет, именно с него когда-то и началась моя страсть к старинным авто. Он уникальный, сохранился каким-то чудом, — говорит Анаталий Александрович. — «Газ-А» — это были первые автомобили, собранные русскими мастерами из комплекта американских деталей. Но в 52-м году он впал в немилость. Сталин издал указ: все американское нужно уничтожить. Автомобили не стали исключением. Их истребили все — в Москве, Ленинграде, Киеве… А этот автомобиль стоял на ремонте в Свердловске. Тихо-мирно с 51-го по 53-й год. Так и избежал репрессий. Ну не чудо ли?»
|
---|
Анатолий Александрович вспоминает, что по советским меркам приобрести ретро-автомобиль было дорогим удовольствием. Но «Форд» отбил себя сразу. «По официально утвержденным расценкам за участие в киносъемках автомобилей до 1930 года выпуска платили по 100 рублей в день, да плюс 10 рублей механику. А раньше опытные инженеры столько за месяц получали! Так что машина себя моментально оправдала. Ну, и сейчас не простаивает — в кино и рекламе снимается», — вспоминает владелец уникального авто. |
|
---|
«Форд» не только сам стал знаменитостью, но и хозяина со многими знаменитостями познакомил. Анатолий Александрович на этом авто катал Аллу Пугачеву, Юрия Лужкова, Владимира Жириновского, президента Казахстана и не только… |
Машина была собрана в 1929 году, но до сих пор на ходу (как почти все экземпляры коллекции). Это стоит немалых трудов. «Каждые 10 лет я автомобиль разбираю до болтика, крашу и снова собираю. С каждым годом все больше берегу, вот недавно прицеп купил специальный, чтоб возить было удобно. Хочется, чтоб на эту красоту еще ваши внуки полюбовались», — говорит Анатолий Александрович.
Кстати, если вас испугал дождь или вы пропустили выставку у Дворца молодежи, то смело отправляйтесь на ул. Автомагистральную, 39. Там экспозиция раритетной авто- и мототехники будет работать до 1 сентября. Вход абсолютно бесплатный каждый день с 08:00 до 20:00.