Раздел Авто
6 мая 2014, 10:05

«Там уровень выше»: молодой екатеринбуржец штурмует европейские гоночные треки

Это уже своего рода тенденция: молодые спортсмены с Урала уезжают все дальше от дома, чтобы заниматься любимым делом.

Отсюда подающие надежды фигуристки уезжают, что уж говорить про автоспортсменов: ни инфраструктуры, ни намеков на ее появление в обозримом будущем. Причем за рубежом наши парни добиваются успехов. Иногда сразу и ощутимых (как Сергей Карякин, дебютант «Дакара-2014»), иногда нет.

Артему Вохренцеву 22, на его счету пока что всего два старта в престижной молодежной гоночной серии с финишами в середине второй десятки. Но и это — результат. Особенно если учесть, в каких условиях и какими урывками он получал накат.

Артем Вохринцев

Возраст: 22 года

Город: Екатеринбург

Карьера:

  • 1997 — картинг,
  • 2010 — тренировки по мотогонкам в Испании,
  • 2011 — тренировки на раллийной Subaru Impreza WRX,
  • 2013 — участие в проекте GT Academy.

— Чем занимаешься помимо гонок?
— Помогаю отцу в бизнесе, сам занимаюсь финансами.

— Не учишься?
— Два неоконченных высших. Одно — Академия госслужбы (академический отпуск), второе — Академия туризма.

— Бросил учебу, чтобы сосредоточиться на гонках?
— Неинтересно. Я с самого детства стремился в автоспорт.

— С чего начинал? Обычно у кольцевиков карьера строится так: картинг, младшие «Формулы», затем кузовные гоночные классы или старшие «Формулы». У тебя, я так понимаю, все было по-другому?
— Все началось в пять лет, когда я подошел к отцу и сказал, что буду гонщиком. В 6 лет меня отдали в картинг, прогресс был великолепный. Ездил в соревнованиях в области, побеждал, хоть и вне зачета — денег серьезно заниматься не было. Потом съездили на тесты в Москву, после которых нам сказали, что надо переходить на другой уровень. Профессиональный карт стоил 2 000 долларов — безумная по тем временам сумма. Мы собрали ее, влезли в долги, отдали тому человеку, но он с деньгами скрылся.

Вернулся сюда, занимался картингом еще где-то с год. Потом на первый план все-таки выдвинулась учеба. После этого как только ни старался попасть в автоспорт, но все сложилось иначе. Уклон пошел в мотоциклы — на них я сижу с 6 лет. После того как выиграл гонку на картодроме в Полевском, сказал отцу, что надо искать возможность развиваться в этом направлении.

Нашли команду в Испании, приехал учиться туда. Тренер не поверил, что я совсем недавно на мотоцикле. Все докапывался: где я получал накат? Прожил в Испании полгода, регулярно тренировался, но по ходу подготовки к Кубку Испании по мотогонкам возник конфликт на финансовой почве: мы попросили с тренера финансовый отчет, но он все отношения разорвал. Я вернулся сюда, накатывал с чемпионом России по ралли Александром Чеканиным на раллийной Subaru.

А потом попал в проект «GT-академия»: за несколько дней попал на 52-е место в онлайновом турнире, победил в локальном отборе и полетел в Англию, в Сильверстоун. После проекта вернулся в Екатеринбург и стал искать варианты продолжения карьеры.

GT Academy — совместный проект Nissan и Sony. Игроки со всего мира соревнуются в онлайне в симуляторе Gran Turismo. Лучшие из лучших отправляются на реальный трек в Сильверстоун для настоящей гоночной подготовки. Победитель получает место в одной из гоночных команд Nissan.

В России начинать карьеру категорически не хотел: уровень не тот, все дороже. Нашел Кубок в Польше — Volkswagen Castrol Cup. Соревнования проводятся на лучших европейских треках, в цену включено все необходимое: бензин, резина, аренда машины.

Volkswagen Castrol Cup Poland — монокубок, то есть соревнования проводятся на идентичных машинах. Несмотря на польскую прописку, гонки принимают автодромы Словакии, Венгрии, Чехии, Германии.

Уровень чемпионата высочайший, Castrol Cup дает начинающему гонщику все необходимое. Участников 23, я успел вскочить на последнее незанятое место. Организаторы меня даже подождали: я не успевал вовремя оплатить весь взнос, но им интересно участие единственного пилота из России.

— На подготовку смотрели? Или просто платишь и едешь?
— Для участия понадобилась гоночная лицензия — у меня «Национальная Д», сейчас сделал «National D» — для участия в международных соревнованиях. Для получения сдавал всю теорию автоспорта, кодекс гонок от и до.

— Физическую готовность оценивают?
— Нет. Да мне и несложно из мотоспорта перебираться в автоспорт — совсем не те нагрузки, все проще. Ну, потеешь сильнее, перегрузки другие.

— Кубковый Golf GTI сильно отличается от дорожной версии?
— Другая машина: подвеска, блок управления двигателем, руль, трансмиссия. По ощущению машина нестандартная, но достаточно быстрая. К тому же, есть функция Push-To-Pass: кратковременное повышение мощности мотора на 50 л.с., которое можно использовать для обгона.

Интерактивный Golf Racing Edition: наведи, чтоб узнать ТТХ

— Сколько гонок уже проехал?
— Пока два этапа. Прилетаю в четверг перед гонкой, в пятницу идут свободные практики, суббота — квалификация и гонка, в воскресенье еще гонка. На месте не готовлюсь: только разбираюсь с телеметрией.

— Сложности адаптации какие-то возникали? Все-таки с командой общаешься на английском, ту же телеметрию надо понимать, адаптироваться к резине.
— Большую часть сказанного на английском понимаю. В плане настроек свободы никакой — можно регулировать только жесткость стабилизатора поперечной устойчивости и давление в шинах. Все остальное у всех машин идентично. И в это огромный плюс чемпионата — одинаковые машины. В других сериях от настройки машины может зависеть результат: кто-то едет быстро, но у него механики хуже настроили машину — проигрыш. А у нас все пилоты в абсолютно равных условиях.

— Есть ограничения по резине?
— Дается три пары колес на гонку и еще одну пару берешь с прошлой гонки (какой комплект сохранился лучше).

— Борьба плотная?
— Да, очень. Пилотов много, больше половины — поляки, остальные европейцы. И их уровень намного выше, чем у наших пилотов: им же все доступно, есть автодромы, есть возможность тренироваться.

Стартовый номер Артёма — 6.

— Как сложился твой дебют?
— В первой гонке все решила квалификация: я никогда не ездил в дождь. Первую практику я не мог понять, что вообще происходит. Поворачиваю вправо — почему она прямо-то едет?!

— И действительно: передний-то привод под тягой под дождем!
— Ну вот. Газ даю — сносит, еще даю — еще сносит. В общем, только ко второй практике разобрался, что к чему. Но потом пошел прогресс: если на первой практике я отставал от лидера на 6 секунд с круга, то под конец второй гонки я терял по полсекунды. В итоге в дождь квалифицировался двадцатым, во второй гонке девятнадцатым. Финишировал пятнадцатым в обоих гонках.

— Что было труднее всего понять в машине?
— Точки торможения. Я заметил, что иностранные пилоты, в отличие от меня, тормозят намного позже. А у меня после мотогонок эта грань еще не была развита.

— Как удается выучить незнакомые трассы? Тем более что они все незнакомы.
— Симулятор rFactor 2 помогает запомнить повороты, направление движения, траектории.

— Какая награда ждет победителя сезона?
— 30 000 евро и новый Golf GTI.

— Грубо говоря, если победишь, то как миниум отобьешь стоимость участия? Она же в те же 30 тысяч где-то и выходит.
— Не совсем. С налогами получилось больше 40 000 евро за сезон.

— А себе какую задачу на сезон ставишь? Попадать в очки, регулярно приезжать на подиум?
— Ну, до тех пор пока не попробовал, думал о подиумах. Сейчас, увидев уровень выступлений соперников, понимаю, что надо быть скромнее в ожиданиях.

— Надеешься, что заметят какие-то европейские команды или спонсоры?
— Конечно, такие мысли есть. Потому что гоночную карьеру я непременно планирую продолжить.

Фото: volkswagencastrolcup.pl и личный архив героя