На дворе +12, но дубак такой, что не хочется вылезать из здания аэропорта. Водяная взвесь в воздухе и задувающий ветер пронизывают насквозь, пробирая все кости и жилы. Всего несколько часов в Бельгии — а я уже простыл напрочь.
Хорошо только в «Супербе» — сухо и тепло, как дома. Все на своих местах, все привычное и давно знакомое, несмотря на обновление. Ну, шильдик новый. С кем не бывает! Еще лицевая оптика новая и задние фонари свежее, чем прежде.
В остальном — это все тот же Superb Combi, про который три года назад я сказал, что он лучше Audi A6, который Avant. Немцы с тех пор выдали на рынок новое поколение «шестерки», но Superb по-прежнему лучше.
Хотя бы потому что с полным приводом, яростным V6 и роботизированной шестиступкой стоит 1 822 000, а «А-шестой» Avant с чуть более мощным 3,0-литровым двигателем, «кватрой» и преселективной коробкой — уже 2 532 000. Оно, конечно, четыре кольца на решетке радиатора, но в «Шкоде» места больше, едет не хуже и не медленнее, а стоит ощутимо дешевле. Но начали мы с другой связки — двухлитровый турбодизель в паре с механикой и полным приводом.
Skoda Superb Combi TDI
Увы и ах, но в России такое сочетание не найти. Даже если сказать дилеру «Ну пожалуйста! Ну чего вам стоит?». К сожалению, универсал Superb в паре с дизельным мотором в России предлагается только как 4×2 и с DSG. Кстати, шестиступкой, которая не такая ломучая и быстротечная, как семиступенчатая с сухими сцеплениями.
Механика на нашей машине тоже шестиступенчатая и работает отменно. Ход педали сцепления, по шкодовской традиции, длинноват, но не критично. Рычаг ходит мягко, четко, передачи втыкаются одна за другой безошибочно.
Но дизельный мотор все-таки логичнее сочетать, как в российской спецификации, с автоматической трансмиссией. Дело в том, что рабочий диапазон турбомотора узкий, ниже 2 000 об./мин. он еще не везет, а после 4 000 об./мин. скисает. И получается, что рычагом КПП приходится работать весьма интенсивно, чтобы держать двигатель в моментном тонусе. DSG в этом случае работает логичнее, избавляя водителя от раздумий и мук выбора передачи.
По части шумоизоляции и вибронагруженности Superb Combi даже с движком на тяжелом топливе радует. Дизельные потряхивания едва заметны — и то только на холостом ходу. Вибрации на педалях отсутствуют, как и на ручке коробки передач. По части шумовой нагрузки, как и прежде, досаждают только колесные арки. Причем независимо от того, седан это или универсал. Аэродинамических свистов и шумов практически нет до 120 км/ч, но и после они проникают в салон очень сглаженно и негромко. Даже если скорость по спидометру перевалила за 170 км/ч.
В плане управляемости полноприводному «Супербу» есть чем похвастаться. Громко так похвастаться. Во весь голос. Потому что при без малого пяти метрах длины и с массой в полторы тонны он рулится так, как не умеют более компактные хетчбэки и седаны! Очень четкие отклики на команды «прозрачного» руля, может, излишне резковаты для солидной и как бы степенной машины, но по мне, такая острота — в самый раз.
Дизельный Combi отменно стоит на дуге, даже самой затяжной, даже самой закрученной, и ни в какую не хочет срываться с траектории даже под проливным бельгийским дождем. Но есть нюанс: тяжелый мотор на передней оси отдается более ощутимой, чем у бензиновых братьев, недостаточной поворачиваемостью. Как водится, не критичной, но мордой Superb Combi TDI упирается чуть сильнее.
Других характерных отличий дизельного от недизельного «Супербов» нет. Хотя стоп. Есть. Запас хода и расход топлива. Априори более экономичный мотор на тяжелом топливе по показаниям бортового компьютера почти приблизился к паспортным значениям — 8–9 л/100 км в весьма интенсивном смешанном цикле. Когда сутки спустя мы пересели в топовый универсал с V6, небо нам показалось с овчинку…
Skoda Superb 3,6
V6 потрясающе звучит. Его шесть цилиндров молотят с чистой, породистой атмосферной силой, после 4 000 об./мин. одаривая тебя пинком под зад и характерным рокотом, который не в силах скрыть даже толстый слой подкапотной шумоизоляции. Он такой один, и боюсь, доживает свои последние дни. В мире, который скоро скатится до «0,7 би-турбо», такой движок — что твой «Симбиан» в царстве красивых иконок iOS 7.
И ему в этом царстве тесно! Камеры повсюду, а штрафы суровы. И вся мощь без малого трех сотен лошадей тонет в вязком бельгийском трафике дизельных «сараев» и домов на колесах.
И рулежку испытать негде. Скучные прямики федеральных трасс не дают ни малейшего повода шевелить баранкой вправо-влево. Развязки малочисленны, а потому мы плюнули на проложенный организаторами маршрут и поехали искать приключений в поля в глубине страны.
Вот оно — Счастье! Извилистая тропинка шириной в половину машины, изобилие ходовых виражей и S-образных связок. И пилотировать такой огромный универсал даже здесь одно удовольствие!
Мимоходом успеваю побрюзжать на большие поперечные крены, но тут же забываю об этом, потому что связка атмосферного мотора и спорт-режима коробки вкупе с адекватно жестким шасси заставляют широко улыбаться, крепче сжимая обод руля и поддавая газку перед новым поворотом.
| |
---|---|
Цинизм профессии поражает. Только автомобильные журналисты могут дубасить по проселку, стартуя в режиме «Сдохни, DSG!» и поворачивая в ритме «Умри, резина», обматерить невесть откуда взявшегося грибника, чтоб следом испугаться: «Аааа! Тормози, котика задавишь!» |
Но все-таки немаленькой машине на тесных улочках европейских деревень и городков не по себе. Промахнувшись мимо въезда в гостиницу, мы долго блуждали по задворкам Антверпена, проклиная все на свете.
Местами развернуться — только в 3–4 приема, а припарковаться можно не везде, не всегда и не сразу. У нас с коллегой проблем в этом плане не возникало, ибо зеркалами в паре с парктроником пользоваться умеем. Хотя за время скитаний напрягаться от тесноты пришлось не раз. Перемещение по тесным улочкам Антверпена выглядит как-то так:
Для совсем ленивых есть парковочный автопилот, который умеет ставить машину и параллельно, и перпендикулярно. Но делает он это тааак медленно, что быстрее изловчиться и припарковаться самому. По нашим расчетам, автопилот ставит машину в карман за минуту и десять секунд. А чтоб он это сделал, надо помнить несколько хитростей. Во-первых, датчики по бокам машины должны быть чистыми, а во-вторых, на самой стоянке место надо выбирать, двигаясь максимально близко к припаркованным машинам. Иначе электроника не распознает и трехметровую дырку.
Зато если все сделать правильно, и впрямь начнется магия. Двигаться и крутить рулем машина станет самостоятельно, тебе лишь остается переключаться между задним ходом и первой передачей, изредка подтормаживая прыть электроники. Чтоб было нагляднее, вот вам видеоролик с работой парковочного автопилота.
Крупному «комби» на забитых улицах тесно, но умеючи жить можно. На витиеватых проселочных дорожках он тоже не пасует, но по-настоящему открывается только в дальнем путешествии, когда в его бездонный багажник можно закидать десяток-другой чемоданов, в нишах сбоку разложить разные необходимые мелочи типа аптечек и салатовых жилеток (без которых по Европе скитаться нельзя), а потом вальяжно устроиться сзади и любоваться окрестностями через панорамную крышу.
Безразмерный багажник заслуживает самых лестных отзывов во всем, кроме одного нюанса: в абсолютно ровный пол сиденья не раскладываются. |
Только с прицелом на дальние броски я бы все-таки порекомендовал дизель. Можно бесконечно наслаждаться ревом и рывками могучего V6, но когда настает пора заправляться, из глаз сочатся кровавые слезы. 12 литров в загородном режиме даже с нашими божескими (я бы даже сказал, грошовыми) ценами на бензин не всем по карману.
|
---|
Вот сейчас я готов послушать жалобы на безумно высокие цены на бензин. Литр АИ-95 в Европах нынче стоит 70,3 руб. за литр. (1,64 ойро, если в их валюте). Солярка выходит чуть дешевле — 62,6 руб., или 1,46 ойро. Соответственно, полный бак у Superb Combi TDI — это 87,6 ойро (3 758 руб.) и под тысячу километров запаса хода; у Superb Combi V6 бак обойдется в 98,4 ойро (4 221,3 руб.), и хватит этого километров на 600–700, если повезет. |
Опять же, жаль, но в России полный привод доступен как раз только с этим — самым мощным и прожорливым — мотором. Потому, на мой взгляд, идеальный семейный автомобиль выглядит как Superb, именно что универсал, дизельный и на полном приводе.
Пусть 4×4 доступно только с V6, брать категорически посоветую именно дизельную версию. По части динамики она совсем каплю проигрывает «шестерке», но выгадывает у него ведро топлива. При цене в 1 296 000 что-то лучше, просторнее, вместимее, пилотажнее, комфортнее и оснащеннее вы вряд ли найдете.
Больше скажу: с год назад я назвал дизельную «Панамеру» лучшей машиной в мире. Потому что просторная, быстрая, рулится приятно и кушает 7 л/100 км. Но где мы — а где «Панамера»! Поэтому сегодня я позволю себе поменять мнение и удостоить дизельный Superb combi витиеватым титулом «Лучшей универсальной машины в мире, которую можно купить за вменяемые деньги».
Но прощаться на этом с вами не спешу, потому что самое интересное — оно, как водится, всегда за кадром. Устраивайтесь поудобнее, сейчас будет пятиминутка этнографии, истории и пивоведения.
Бельгия, Ватерлоо
Топ-3 самых идиотских идей всех времен выглядит примерно так:
- «…а давай шлифанем коньяк пивом»,
- «…а давай сегодня не предохраняться»,
- «…а давай пойдем войной на Россию и возьмем Москву».
Так ничего и не поняв после Бородино, Наполеон своих затей военных не бросил. Потеряв власть во Франции, неудачно попытавшись отравиться ядом, отсидев ссылку на Эльбе, в 1815 году он опять пошел войной против союзных войск крупнейших европейских государств. Пошел, как говорится, к успеху. Но не фартануло: потерял 25 000 убитыми и ранеными, две сотни орудий и пару знамен. Пытался было бежать в Англию, но был сослан на остров Святой Елены где-то в Атлантике.
Финальный разгром случился вот здесь — на Мон-Сен-Жанском плато неподалеку от деревушки Ватерлоо. По соединениям Наполеона с двух сторон лупили армия Блюхера и Веллингтона.
*панорамы анимированы, не стесняйтесь шевелить мышкой туда-сюда
Лупили от души, что наглядно отражено в здании «Панорамы» у подножия холма. В Москве есть подобное арт-сооружение. Но там, понятно, речь идет о Бородинском сражении.
Панорама в Ватерлоо сделана по тем же канонам: исполинских размеров живописное полотно опоясывает изнутри здание, дополняется «3D-инсталляциями» в виде смешавшихся в кучу коней и людей.
В школьном возрасте подобная панорама в столице произвела на меня неизгладимое впечатление. Вот и сейчас рассматриваю пусть и спокойнее, но вдумчивее, подмечая отличную детализацию картины и уместный интершум со взрывами и криками. Детей сводить обязательно. Для погружения. Потом осилить две сотни ступенек на холм и оглядеть уже живую панораму.
Захватывает и без солдат на поле. Такая красота, что даже матом ругаться не хочется, как сказал бы современник Бонапарта по фамилии Ржевский.
На спуске, на обратном пути, посещает непреодолимое желание восполнить пробелы в познаниях европейской истории — особенно в той ее части, где войска Наполеона били все кому не лень — от Кутузова до Блюхера. Вспомнить историю и вам желаю, но не раньше чем дочитаете про Антверпен и Брюгге.
Антверпен
«Что я знаю о бриллиантах? Кажется, их из Антверпена возят?»
х/ф «Большой куш»/«Snatch», реж. Гай Ричи, 2000 г.
Турецкий («Странное имя для англичанина, знаю») в исполнении Джейсона Стэтема был прав: бриллианты действительно возят из Антверпена — второго по величине города Бельгии. Исторически сложилось так, что именно здесь сосредоточены все бриллианты Европы. Если быть чуть точнее в оценках, то порядка 50% мирового трафика ограненных алмазов. Это уже потом разные Cartie и прочие модные дома изготавливают свои изделия. Но начало камни берут именно здесь. Бриллиантами в Антверпене торгуют повсеместно — начиная от вокзала. Вот он:
|
---|
Три яруса центрального вокзала Антверпена принимают поезда, а один ярус отдан под торговлю бриллиантами. |
Исконно этим бизнесом занимаются несколько еврейских семей, переселившихся сюда в стародавние времена из разных точек земного шара. До XIX века основным поставщиком бриллиантов на мировой арене была Индия, из которой камни через Венецию долгое время направлялись в Брюгге. Веке в XVI Брюгге стал угасать, и роль крупного экономического центра перешла к Антверпену. Туда же потек алмазный поток, где его принимали, шлифовали и окучивали мастера из еврейской общины. Слух об их мастерстве пошел широко, и уже веке в XVII заказы на драгоценные камни со всей Европы стали поступать в Антверпен.
Еврейская община сильна там и сейчас. И настолько, что синагог в городе в несколько раз больше, чем протестантских и католических храмов.
Но не бриллиантами едиными Антверпен славен. Например, именно здесь была открыта первая в мире биржа. Случилось это в 1531 году — задолго до того как фондовые биржи появились в Лондоне и Амстердаме.
|
---|
Сравнительный новострой — высотка банка KBC, в народе именуемая «Башня фермеров». Построена в начале тридцатых годов прошлого века, вплоть до 1952 года являлась самым высоким зданием Европы. Но это если смотреть на строение функционального, а не культового назначения. |
Самым высоким зданием в Антверпене и поныне остается башня Собора Антверпенской Богоматери. Изначально башен должно было быть две, но после почти 170 лет строительства (с 1352 по 1521 гг.) решили, что и так сойдет.
|
---|
Высота — 123 метра. Говорят, когда Петр I колесил по Европе в поиске идей по обустройству России, он перемерял буквально все линейкой и сантиметром. В 123 метра высоты не поверил и решил свериться. Загнал на верхотурье матросов, которые скинули вниз корабельные канаты. Петр отмерил, перемерил и удостоверился: и вправду — 123! Такой вот Петр Алексеевич недоверчивый и дотошный был. |
Ценителям изящных художеств Антверпен известен как родина Рубенса и Ван Дейка. Оба творили в эпоху барокко — время причудливого, пышного, величественного искусства. Архитектура города, кстати, весьма и весьма барочная.
Если знакомы с искусствоведением, то, наверное, помните, что для строений той поры характерны размах, обилие колоннад, скульптур на фасадах. Так и тут: размаху позавидуют Прага с Петербургом, а скульптуры встречаются повсюду. Например, Мадонны, коих тут на стенах свыше трех десятков.
Почти такие же, только поменьше, и другие Мадонны ждут нас в следующей точке остановки — Брюгге.
Брюгге
— Брюгге? Это вообще где?
— В Бельгии.
— Брюгге — это дыра!
— Нет, это не дыра.
— Нет, дыра.
х/ф «Залечь на дно в Брюгге»/«In Bruges», реж. Мартин МакДона, 2007 г.
Состояние героя Колина Фаррела мне отчасти понятно: сыро, промозгло, серо… В Брюгге хорошо, если тебе 68 лет и уже не хочется никуда спешить и даже двигаться. Можно бесконечно созерцать все эти красивые здания и нарядные домики «like in farytale».
Рококо, классицизим, шпили, башни, маленькие Мадонны на фасадах зданий. Время здесь то ли остановилось веке этак в XVI, то ли никуда никогда и не двигалось. По улицам снуют повозки с гнедыми в упряжке, по многочисленным каналам не спеша и тихо идут лодки с туристами-пенсионерами. Иногда за шиворот начинает накрапывать дождь. Но это нормально, это Бельгия.
В архитектуре доминируют кирпичные здания. Что вполне понятно: в стародавние времена логистика была делом трудным и затратным, камень типа мрамора и других облицовочных пород поступал в Бельгию морским путем, и транспортировка до Брюгге вылетала в копеечку. Дешевле было производить кирпич. Чем бельгийцы и занялись. Да с таким размахом, что сортов кирпича в Брюгге — сотни.
Отделка камнем в облицовке фасадов присутствует, конечно, но в малых количествах. Зато сразу видно самые богатые дома успешных парней тех лет.
По большому счету, кроме как разглядывать архитектуру да пить пиво, делать тут решительно нечего. Главный антагонист фильма «Залечь на дно в Брюгге» считал, что это замечательное место, которое непременно надо увидеть перед тем, как помрешь. Нет уж, увольте. Помирать — так с музыкой, а не в нуаре средневековых улочек.
Брюссель
— Ты знаешь, что там Улица красных фонарей в три раза круче, чем в самом Амстердаме? Я все злачные заведения Брюсселя наизусть знаю!
— Фу на тебя. Я не такой! Я мужчина положительный, тихий, и вообще — работать лечу.
(Из беседы с коллегой накануне вылета)
Пива в Бельгии — больше двух тысяч сортов. С добавками и наполнителями, без добавок и наполнителей. Темное и светлое. Которое «Blond». От Гента до Брюсселя не счесть пивных лавочек и супермаркетов. В барах нормальной порцией считаются 200-граммовые бокалы с пенным напитком, в магазинах широко распространены бутылки по 0,7.
| |
---|---|
Сервировка столов в Бельгии, как это у европейцев принято, неспешная, а сервис ненавязчивый. Порой кажется, что кроме тебя в ресторане и нет никого. Обед может затянуться на два часа, ужин — на четыре. Пока несут первое, можно напиться, проспаться, снова напиться и снова проспаться. В моем случае — дважды посадить батарейку смартфона. |
Цены начинаются от 3 евро за кружку, что вполне посильно. Именно поэтому большинство туристов предпочитает не мелочиться и попробовать ну хотя бы 50 сортов из имеющегося многообразия. Похвастаться не могу даже этим — осилил только 4, и те все светлые. Сомелье из меня никудышный, поэтому за вкус рассказать могу немного. Одно понял точно: это лучше «Балтики», но жестче «Пилснера Уркель» и светлого «Козла». Чешское пиво по вкусу гораздо мягче, бельгийское же — брутальное и нередко терпкое.
В остальном, кроме как пить пиво и смотреть на всякое, заняться в Брюсселе особо нечем. После 6 вечера закрываются все магазины — вплоть до мало-мальских бутиков. Работать, как и в остальной Европе, тут не очень любят. Гораздо продуктивнее стонать: «У нас кризис, Меркель, дай денег».
Быть автомобилистом и курильщиком здесь гораздо хуже, чем велосипедистом или геем. За права последних вступаются все подряд, а первым и вторым создаются самые невыносимые условия. Быстро не езди, машину не паркуй, а если паркуй, то за кучу евро… Если ты, не дай бог, куришь, то делай это только под дождем и на ветру на улице, а окурки бросай в издевательские пепельницы с дырочками.
| |
---|---|
В такую на трезвую-то голову попадаешь со второго раза! А больше никак: курящие места только на улице и только с такими урнами. В обычные бросать окурки нельзя, даже знаки специальные висят. Стой, мокни, мучайся. Реально, собак и нетрадиционных тут больше уважают. |
Парковка за редким исключением повсеместно платная — даже вдоль дороги. Одно хорошо — принимают безнал.
Зато для велосипедистов созданы все условия: по городу разбросаны точки проката муниципальных байков, для передвижения проложены дорожки.
Отрадно, что местные велосипедисты соблюдают правила и не лезут вперед паровоза. В буквальном смысле:
Исходя из инфраструктуры и созданных условий идеальный образ типичного европейца — это некурящий гей-велосипедист. Именно поэтому я с такой отрадой в очередной раз вернулся на родину. К свободе, курящим залам в ресторанах и широченным проспектам Ленина и Космонавтов. Красиво в Европах. А дома дышится свободней.
|
---|
Кирилл Зайцев специально для Портала 66.ru |
Масса невошедших в основной материал картинок с красотами Бельгии — в галерее ниже. Попутно рекомендую пересмотреть «Большой куш» и «Залечь на дно в Брюгге». Отличные фильмы, аутентичные!
Skoda Superb Combi FL: выводы и ТТХ
+ | Моторы, коробки передач, подвеска, пространство в салоне, объем багажника, эргономика, соотношение цены/качества/оснащения |
- | Прожорливость V6, невозможность сочетания полного привода и дизельного мотора |
Технические характеристики Skoda Superb Combi | ||
---|---|---|
2,0 TDI+DSG+4×2 | 3,6 V6+DSG+4×4 | |
Двигатель | Дизельный двигатель с турбонаддувом и системой непосредственного впрыска топлива | Бензиновый атмосферный |
Число и расположение цилиндров | 4 в ряд | 6, V-образно |
Рабочий объем, см³ | 1 968 | 3 597 |
Макс. мощность, л.с./об./мин. | 140/4200 | 260/6000 |
Макс. крутящий момент, Нм/об./мин. | 320/1750 — 2500 | 350/2500 — 5000 |
Привод | Передний | Подключаемый полный |
Коробка передач | 6-ступенчатая роботизированная с двумя сцеплениями в масляной ванне | |
Передняя подвеска | Независимая, на стойках МакФерсон, с цилиндрическими винтовыми пружинами и гидравлическими амортизаторами. | |
Задняя подвеска | Многорычажная с цилиндрическими винтовыми пружинами и гидравлическими амортизаторами | |
Передние тормоза | Дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые | |
Максимальная скорость, км/ч | 210 | 250 |
Время разгона 0–100 км/ч, с. | 10,2 | 6,5 |
Снаряженная масса, кг | 1 576 | 1 726 |
Шины | R16/R17 | |
Объем багажника, л | 633–1 865 | |
Расход топлива, л/100 км | ||
городской цикл | 7,7 | 13,0 |
загородный цикл | 5,1 | 7,0 |
смешанный цикл | 5,6 | 9,3 |
Емкость топливного бака, л | 60 |
З.Ы. Задний ряд положить в пол универсалу нужно обязательно!
У десятка японских универсалов сидения разложить получалось, и без особых заморочек:)
Так универсал верстали, или болид? Получив не полноценный универсал? Кстати, Стрим именно универсал, а минивен это уже Одиссей - так в паспорте было написано.
1643669[/ photo]
Может всеже раскладывается?