По городу таких активистов едва ли наберется два десятка: в свободное, а иногда и несвободное, от работы время они ездят по городу с линейками, уголками и уровнем, измеряют и описывают каждую встреченную яму. Мы отправились в один из таких рейдов с Николаем Вольхиным: на 66 — 5sbwerewolf83, в быту — программист.
Свой объезд мы с Николаем начинаем с Егоршинского подхода. Сразу за поворотом после ж/д-переезда — куча дефектных ливнёвок: где-то люк просто сломан, где-то его вообще нет.
Далее движемся непосредственно в поисках ям. Которых, надо признать, к концу летнего сезона стало мало. Того ада, который мы наблюдали по весне, нет и в помине.
Наш инструментарий нехитрый, гораздо хитрее наши ГОСТы и регламенты. Мой спутник неоднократно подчеркивает, что они безбожно устарели и не отвечают современному состоянию дорог. Взять хотя бы колеи. Если на ямы ГОСТ в России есть, то колею описать и замерить гораздо сложнее — четких параметров нет. А на том отрезке, который мы взяли для обозрения, колеи — один из главных бичей.
Это Сибирский тракт на отрезке от поворота с Компрессорного до остановки «14-й километр». И полотно здесь давно просится под списание.
Начинаем наши опыты. Для этого яма исследуется по всем измерениям: в длину, ширину и глубину. У каждого направления есть свой четкий параметр, регламентированный ГОСТом: в глубину яма должна быть не больше 5 сантиметров, в ширину — не больше 15 сантиметров, а в длину — не больше 60. Замерять лучше линейкой с крупными цифрами: так более различимо на фото.
Всем трем необходимым параметрам отдельно взятая яма может и не соответствовать. Здесь, например, она не убирается в ГОСТ только по глубине — от нужного уровня полотно провалилось на 6 сантиметров:
Где-то, наоборот, глубина небольшая, но в длину выбоина расстилается на 60 и более сантиметров. Как, например, здесь:
Иногда яма в длину и глубину может быть небольшой, но в ширину выбивается из ГОСТа. То есть получается шире, чем 15 сантиметров.
Но даже несоответствие ГОСТу хотя бы по одному из параметров — уже повод строчить жалобу. В нашем случае — не одну.
На отрезок между автобусными остановками «14-й километр» и «Октябрьская» мы потратили полтора часа времени. А это пройдено меньше километра в обе стороны…
Иногда активисты выходят в такие рейды с инспектором ГИБДД. В этом случае работа идет вдвое дольше, потому что после обмера каждой ямы следует длинное и нудное заполнение протокола с указанием паспортных данных свидетелей и параметров выбоины.
Большую часть выявленных дефектов активисты заносят в базу данных портала «РосЯма». Которую, как сказали в комитете по благоустройства гор. администрации, заставляют мониторить чиновников каждого района.
Заставить наверняка можно другим способом — завалить ГИБДД жалобами с найденными дефектами. Ключевой момент — географическая привязка: на фото с выбоиной должен быть виден какой-либо ориентир, по которому яму могут найти в дальнейшем.
После того как ямы зафиксированы и описаны, следует рассылка корреспонденции чиновникам. Ответить на которую, равно как и принять меры, они обязаны за 37 дней. По истечении этого срока можно смело выезжать на проверку и писать новые и новые кляузы, если по каким-то причинам дефект не был устранен.
Гораздо быстрее порой работает поднятая шумиха. Так, за уложенный под дождем асфальт на Сулимова виновные уже понесли наказание. И случилось это гораздо быстрее, чем за 37 дней.
В какую-то особую эффективность таких объездов слабо верит и сам Николай: 2 часа времени, не считая дороги, куча бумажной волокиты, а все только из-за одного короткого отрезка на одной улице в одном из городов-миллионников…
Возможно, капля камень точит. Может, со временем число активистов вырастет, наберется критическая масса, и по крайней мере скорость реагирования на обращения граждан вырастет. Ведь не реагировать ни чиновники, ни ГИБДД не могут — обязаны ответить. Да и кому нужна лишняя шумиха и порча статистики?
КЗ, почем опиум для народа?