Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Бензин, запчасти, цены на иномарки: как изменилась жизнь автомобилиста в 2023

14 декабря 2023, 10:20
Бензин, запчасти, цены на иномарки: как изменилась жизнь автомобилиста в 2023
Фото: нейрохудожник Нерон с Kandinsky для 66.RU
Под занавес года самое время остановиться и оглянуться назад: а как этот год поменял нашу жизнь? Объясняем по-простому, в цифрах и фактах.

После шока’22 вся автомобильная сфера мучительно переживала ре-перестройку. Она вылилась в тотальное доминирование КНР во всех сферах: поставки новых авто — КНР, поставки б/у-авто — КНР, запчасти и расходники — КНР, немногочисленные индустриальные проекты — тоже КНР. Последние — самые слабые: на оставленные европейскими, японскими и корейскими брендами производственные площади на 3+ млн штук продукции почти никто не пришел.

Самый крупный успех, пожалуй, у калининградского завода «Автотора», который в сравнительно кратчайшие сроки загрузил конвейер малоизвестными у нас (и вообще везде) Kaiyi, BAIC и SWM. Но хоть что-то: в Калужской области, где было производство всего — от легковых VW до грузовых Volvo, — теперь перекати-поле и отверточная сборка Chery Tiggo. Для начала колеса и бейджики прикрутят к сотне-другой машинокомплектов. Дальше — как пойдет.

Отсутствие мощного внутреннего производства вкупе с драконовскими таможенными пошлинами привело к тому, что в стране не осталось доступных легковушек. Нишу локальных седанов Polo, Rio, Solaris, Logan, лифтбеков Rapid и Octavia, бюджетных кроссоверов Kaptur и Creta занять некому. Имеем импорт и поставки машинокомплектов для будущих Kaiyi и «Москвича», которые в таможенном плане не сильно отличаются от импорта целой машины.

Бензин, запчасти, цены на иномарки: как изменилась жизнь автомобилиста в 2023
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

На выходе — конские цены вида «20 000$ за никакущий бюджетный автомобиль». И цены те имеют склонность к резкому одномоментному увеличению. К нему в течение года вели как скачок курса юаня, от которого теперь критически зависит все, так и повышение пошлин (кратный рост утильсбора). Посмотрите, как менялись цены на «новых бюджетников» с II по IV квартал 2023.

Бензин, запчасти, цены на иномарки: как изменилась жизнь автомобилиста в 2023
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Параллельно с ростом юаня в богатейшей ресурсами стране-бензоколонке периодически кончалось топливо. На излете лета проблемы с соляркой испытывали аграрии, осенью тревожные таблички «Бензина нет» вывешивались на АЗС в рознице. Понятно, что с таким бэкграундом дешеветь бензин не мог — вот он и не дешевел. За литр расхожего 95-го под занавес года надо быть готовым заплатить без малого на 4 целковых больше, чем в январе после боя курантов. С каждого полного бака это уже 220 рубликов переплаты на фоне января’23.

Бензин, запчасти, цены на иномарки: как изменилась жизнь автомобилиста в 2023
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Самый удивительный момент — запчасти и расходники в рознице. Сразу оговорюсь, что моя метода подсчета может отличаться от данных страховщиков, официальных дилеров или сетевых сервисов — у них своя экономика и цепочки, я же смотрю на длинном горизонте динамику розничных цен на крупнейших интернет-площадках. В «продуктовой корзине» — типичный набор расходников для ТО, от масляного фильтра до комплекта цепи ГРМ. Легко можно спроецировать на себя и свои потребности.

Бензин, запчасти, цены на иномарки: как изменилась жизнь автомобилиста в 2023
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Так вот. После резкого роста цен в II-III квартале 2022-го я наблюдаю неуклонное снижение стоимости всех позиций. Продавцы честно признают, что серьезно диверсифицировали географию поставок — оно и видно: один и тот же фильтр Bosch может быть как «Made in ZAF» (ЮАР), так и «Fabriqué en France» (Франция). Вся эта диверсификация привела к тому, что «продуктовая корзина» для ТО подешевела на ощутимую сумму.

Бензин, запчасти, цены на иномарки: как изменилась жизнь автомобилиста в 2023
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Правда, «запчастная» дешевизна может свидетельствовать еще вот о чем. В отсутствие «белых», контролируемых импортером каналов поставки не исключен (и очень даже возможен) мощный рост контрафакта. И никакой Bosch (LuK, Magna…) ничего с этим валом «паленки» сделать не сможет.

Нету больше того «Боша».