Строительная компания «Брусника» получила положительное заключение государственной экспертизы на сохранение «Дома служащих электростанции», входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Здания «Товарищества электрического освещения Андрей Елтышев и Ко». Здание расположено на улице Горького, 43 в Екатеринбурге.
«Брусника» купила дом-памятник в 2021 году. Изначально установленная цена контракта — 30 млн рублей. Но собеседник 66.RU утверждает, что здание обошлось застройщику «существенно дешевле».
«Мы находимся на стадии разработки проекта его реконструкции. По предварительному сценарию, в доме разместится одно из подразделений «Брусники», — сообщили тогда в пресс-службе компании.
Первую в Екатеринбурге электростанцию на Горького, 43 построили по заказу купца Андрея Елтышева и инженера-механика Николая Яковлева, создавших «Товарищество электрического освещения в Екатеринбурге А. Елтышев, инженер Н. Панфилов и К». Оборудование кирпичного объекта с элементами модерна состояло из парового котла с поверхностью нагрева 1450 кв. футов, паровой машины системы Вестингауза мощностью в 115 лошадиных сил и динамо-машины в 80 квт. Первый ток станция дала в 1895 году.
В год запуска электростанции «Елтышев и Ко» предложили городской думе начать постепенную замену керосиновых фонарей электрическими. Дума предложение приняла, и концу 1895 года на Покровском и Главном проспектах было уже 8 электрических фонарей. Электрическая машина для выработки электроэнергии стояла во дворе кинотеатра «Колизей». В 1896 году было поставлено еще 34 фонаря. В 1887 году появились фонари на территории открывшейся Сибирско-Уральской торгово-промышленной выставки. В 1891 году появилось электрическое освещение на территории Верх-Исетского завода и прилегающей к нему предзаводской площади.
В 1897 году электростанция перешла в управление к Центральному электрическому обществу в Москве. В советские времена во флигеле жили большевики и известные революционеры, здесь действовала подпольная типография.
В 1929 году, когда был пущен первый трамвай, здесь разместилась тяговая подстанция. В 1934 году во дворе электростанции построили второй двухэтажный корпус, соединенный с главным зданием и включавший в себя основание трубы.