Устроена префабрикация так: готовые модули, изделия — например, балконы или лестничные марши — производят в заводских условиях, а затем их собирают, как конструктор, на стройплощадке. На сегодняшний день индустриализация затронула 40% производственных процессов, происходящих на стройке.
Один из самых известных примеров, появившийся на российском рынке несколько лет назад, — это сантехнический модуль со всей отделкой, инженерными коммуникациями и установленным оборудованием. Весной его впервые применили в социальном проекте: инфекционном госпитале в Москве.
По экспертным оценкам, prefab-технологии за счет параллельной организации процессов могут сократить сроки строительства высотных зданий до четырех месяцев и на 15–20% снизить себестоимость работ.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
В Екатеринбурге такой подход начала применять компания «Брусника» при возведении квартала «Депо» на Сортировке.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В компании приступили к испытаниям и проверке гипотезы о том, что prefab-технология позволит снизить себестоимость и увеличить скорость стройки, еще три года назад. Для этого была создана внутренняя служба — «Макетная мастерская», в рамках которой инженеры, архитекторы и конструкторы разрабатывают перспективные идеи. Сначала решения тестируются в цеховых условиях. Если результат оказывается положительным, то технологию масштабируют и передают сторонним предприятиям для создания большой партии деталей.
По многим конструктивным элементам метод оказался рабочим: к примеру, раньше 15 человек вязали армирование на месте двое суток, а раскладка префаб-сеток заводского качества позволила сократить время до четырех часов, а количество работников — до восьми.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Такая же экономия ресурсов происходит и в случае лестничных маршей. На изготовление обычной монолитной бетонной лестницы уходит 29 часов, а префаб-марши можно смонтировать на этаж за 12 часов.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
В новом жилом комплексе на Сортировке «Брусника» будет использовать префабрицированные балконы. Андрей Шевчук из «Макетной мастерской» утверждает, что подобные изделия невозможно изготовить как-то иначе.
«Балконы, в отличие от лестничных маршей или внутренних перегородок, будут видны не только жителям, но и всем, кто будет проходить мимо. Мы запроектировали дома со сложными фасадами, в том числе формой балконов, которая просто недостижима при организации работ непосредственно на стройплощадке. И с точки зрения технологий и конструктива префабрицированный балкон учитывает компенсацию нагрузок, водоотливные и водосборные элементы и элементы против промерзаний», — объясняет он.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Балконы для жилого комплекса делает предприятие «Берит». По другим префаб-изделиям девелопер сотрудничает с «Арамильским заводом ЖБИ» и заводом «ГранитЪ» в Березовском.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
На другом объекте — в «Южных кварталах» — «Брусника» тоже делает некоторые элементы благоустройства заранее. Так, чтобы изготовить бетонные дорожки, на заводе производится опалубка и арматура, усиливающая бетонную конструкцию. На стройке форма заливается модифицированным бетоном.
С одной стороны, получается, что бетонная дорожка гораздо прочнее асфальтированной (и в два раза прочнее плит, по которым ездит строительная техника), с другой — она несет архитектурную ценность: пока смесь не до конца застыла, можно нанести любую фактуру.