Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Это дорогой эксперимент». Дизайнер купил заброшенную усадьбу XIX века и превратил ее в городскую виллу

14 сентября 2022, 15:58
«Это дорогой эксперимент». Дизайнер купил заброшенную усадьбу XIX века и превратил ее в городскую виллу
Фото: Никита Жиляков, соцсети; предоставлено 66.RU
В начале 2021 года директор АНО «Дизайн среды и устойчивое развитие» Никита Жиляков начал, как он говорит, большой эксперимент по восстановлению дома XIX века в Сысерти. По словам дизайнера, восстановительные работы обошлись ему в шесть раз дороже покупки самой усадьбы. Кроме того, дизайнер и архитектор столкнулся с рядом трудностей из-за изменившейся после 24 февраля экономической обстановки в России.

Усадьба Ширыкалова находится в Сысерти на Красноармейской улице — это исторический центр города. Здесь жили купцы Ширыкаловы, и вокруг здания ходит много легенд (например, о том, что дом был подарен владельцам самим горнозаводчиком Алексеем Турчаниновым).

После революции купеческое имущество национализировали, а в доме, по некоторым данным, временно проживали директор или главный инженер завода. Потом здание передали под общественные нужды. В нем размещался поселковый совет, кассы и другие учреждения. После 1970 года дом превратили в общежитие Промкомбината, а несколько комнат заняло трансагентство.

Архивные фото

В первой половине 80-х бывшую усадьбу передали в пользование музею Бажова — здесь планировали открыть клуб народного творчества. А в 90-х на первом этаже расположились мастерские бывших заводских художников. В 2008 году дом купили частники. И вскоре выставили его на продажу, но покупателей быстро найти не удалось.

Никита Жиляков, дизайнер, директор АНО «Дизайн среды и устойчивое развитие»:

— Насколько мне известно, здание пустовало около 10 лет. Там что только не хотели сделать: и чайную, и книжный магазин, и кафе, и пивоварню даже. Возможно, на это повлияла одна трудность: дело в том, что площадь земельного участка вместе с занимаемой домом территорией — всего две сотки. Проблема была в том, что граница участка проходила прямо по стене дома, и по пожарным нормам для размещения там условного кафе нужно было строить каменную стену высотой с дом, чтобы отгородиться от деревянной постройки на соседнем участке. Из-за отсутствия площадей сделать это было невозможно. Была и другая проблема — подтопление цокольного этажа. Возможно, поэтому многие отказывались от покупки постройки.

В итоге усадьбу купил Никита Жиляков. Как он объяснил, в этом проекте сошлись его личные и профессиональные интересы: он несколько лет искал загородный участок в разных городах. Несколько месяцев дизайнер жил в Сысерти и ездил обедать в ресторан «Смирнов», который находится напротив дома Ширыкалова. Так он его и заприметил.

«У меня есть тяга к загородному формату проживания. Я и моя супруга выросли на дачах в 44-м квартале под Екатеринбургом (так называемая «уральская Венеция»). Кроме того, я профессионально занимаюсь архитектурой и дизайном, мне близки принципы устойчивости и развития культурного наследия. Можно сказать, что это мой очень большой и дорогой эксперимент», — говорит дизайнер.

Чтобы разрешить все юридические трудности, Жиляков приобрел два участка (тот, где непосредственно стоит усадьба, и соседний). Во сколько ему обошлась покупка, дизайнер предпочитает не говорить.

На момент покупки в дом Ширыкалова был проведен газ, но отсутствовала вода. Цокольный этаж был затоплен, а кровля требовала ремонта.

По словам дизайнера, дом должен стать современной городской виллой. Проект Никита Жиляков создавал сам, с документацией помогли знакомые архитекторы.

«Это некий архитектурный эксперимент: дело в том, что мы можем разделить это пространство на три независимые части с отдельными входами, площадь каждого из которых будет 70–80 метров. Поэтому, несмотря на то, что сейчас тут все оборудовано под жилье одной семьи, при желании дом можно будет легко переоборудовать», — рассказывает Жиляков.

Дизайнер говорит, что ремонтные работы обошлись ему в шесть раз дороже стоимости приобретенных участков и дома.

«Я очень сильно вылез из планируемого бюджета, потому что на втором участке оказалась масса работы. Плюс мы начали заниматься устройством территории, чего изначально не планировали. Вообще, конечно, намного проще строить дома с нуля. Считается, что строить с нуля и оборудовать дом еще и дешевле, чем восстанавливать что-то. Но если мы обратимся к запросам современного потребителя на комфорт, то увидим, что большую часть расходов будет занимать обустройство жилья (техника, мебель и так далее)», — рассказывает Никита Жиляков.

О ходе восстановления дома Ширыкалова Никита рассказывает в видеоблоге. Кроме того, пока была возможность, он лично проводил экскурсии по усадьбе для всех желающих. Так, на экскурсию приезжал глава Сысертского городского округа Дмитрий Нисковских.

Сейчас в доме уже стоит мебель. Осталось сделать ограждение палисадников, высадить деревья у фасада, доставить технику и обшить мансарды. Все работы дизайнер планирует закончить до конца года. По его словам, процесс обустройства усадьбы затянулся из-за изменившейся экономической ситуации и ухода из России ряда зарубежных компаний.

«Из банального — у нас была кухня заказана в «Икеа», и были проблемы с ее доставкой. Кроме того, у нас в одной части дома не хватило напольного покрытия, которое привозили из Бельгии, и когда мы пошли его докупать, оказалось, что его больше нет», — говорит Жиляков.

По словам дизайнера, негативного к себе отношения со стороны местных жителей он не ощущает, напротив — они благодарят его за работу по восстановлению усадьбы.

«Этот дом, поскольку он находится в историческом центре, уже служит городу: несмотря на то, что наполнение изменилось, внешний облик мы сохранили и привели в порядок. Очень хочется показать, как можно обращаться с такими зданиями. Потому что у нас очень большой фонд зданий, которые не признаны ветхими или объектами культурного наследия и которые просто разрушаются. С учетом того, в каком состоянии сейчас находятся многие интересные объекты, нужно помогать и поддерживать людей, которые пытаются самостоятельно как-то сохранить это и поддержать», — считает Жиляков.