Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Бренды ушли, а площади остались. Что теперь будет с опустевшими торговыми центрами

31 марта 2022, 18:43
Колонка
Бренды ушли, а площади остались. Что теперь будет с опустевшими торговыми центрами
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
На карте торговых центров в ближайшее время произойдут изменения. Отдельные площадки могут закрыть, но гиганты, вероятно, найдут способ выжить. В авторской колонке на 66.RU бизнесмен, представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов, директор мебельного центра «Гулливер» Алексей Караваев рассказал, как изменятся ТЦ в обозримом будущем и что угрожает им больше, чем уход с рынка зарубежных брендов.

В небольших торговых центрах площадью до 10–15 тысяч квадратных метров арендаторами становятся зачастую не крупные европейские бренды, а российские. Для них уход глобальных сетей не изменил ровным счетом ничего.

Крупнейшие торговые центры могут испытать временные трудности, но это их не потопит и в какую-то серьезную депрессию не вгонит. У них уже есть состоявшийся покупательский поток, все достаточно диверсифицировано. На место ушедших брендов встанут другие, менее известные, но это не будет критично. Наши гранды, думаю, устоят без особенных потерь. Возможны какие-то внутренние перепрофилирования площадей.

Под угрозой оказались сегодня представители среднего сегмента. Те, у кого закрывшиеся из-за санкций условный McDonald’s или представители мирового бренда одежды были главной точкой притяжения, пострадают серьезно. Какие-то торговые центры закроют, другие — перепрофилируют, скорее всего, в фитнес, развлечения, офисы, в склады даже, может быть.

Возвращения к рынкам из 90-х нам ждать тоже не приходится. Сеть торговых центров настолько развита на сегодня, что ниши для строительства барахолок просто нет. Более дешевые товары могут разместить на имеющихся площадях. Назвать это могут и крытым рынком, но на вид он будет напоминать обычный торговый центр.

Насыщение рынка ТЦ произошло лет 5–7 назад. Дефицита площадей в них нет. Сегодня существует баланс между спросом и предложением: нет большой вакансии, но и листов ожидания в подавляющем числе торговых центров тоже нет, а если и есть, то на какие-то определенные места.

Когда раньше мне задавали вопрос, стоит ли дальше строить торговые центры, я говорил, что строить, конечно, нужно. Но количество ТЦ и торговых площадей не увеличится, просто произойдет определенное перераспределение, санация рынка.

Многие арендаторы сейчас бьют тревогу, опасаясь резкого снижения покупательской активности и повышения платы за помещения. Но февраль и март не дают оснований, чтобы поддаваться этой панике. На будущее — посмотрим, будем ориентироваться по показателям. Я не исключаю, что будут какие-то подвижки по арендной ставке площадей в торговых центрах. Но для этого должен произойти системный спад, например, до полугода. А не временный, который сейчас ожидаем из-за того, что на фоне роста доллара люди побежали и накупили техники, сахара и лекарств на пару месяцев вперед.

ТЦ и торговой недвижимости в целом гораздо больше, чем уход части брендов, угрожают онлайн-продажи. Тенденция к ним особенно укрепилась в пандемию, когда розничный оборот перетек из офлайна в онлайн. Постепенно мы все превратимся в шоурумы или того хуже — склады, когда технологии дополненной реальности и искусственного интеллекта позволят примерять платья и ощупывать диваны, не покидая своего дома. Но поскольку по нашему технологическому развитию сейчас нанесен существенный удар, пока России это не грозит.