Поколение Z (его представителей называют «зеты» или «зумеры») — это те, кому сейчас от 10 до 25 лет. Старшие представители уже активно работают, создают семьи, задумываются о покупке собственного жилья. Через пять лет они станут наиболее платежеспособными, потеснив «игреков». Это значит, что застройщики уже сегодня вынуждены переформатировать и «затачивать» свой продукт под новое поколение. О том, каким станет жилье нового поколения — в материале 66.RU.
Фото: Настя Кеда, 66.RU |
---|
Требование. Новое поколение избегает привязки к конкретной локации. Купить и прожить всю жизнь в одной квартире в конкретном городе — это не для них.
«Зумеров» привлекают новые формы владения недвижимостью, такие как коливинг, кохаузинг, флэт-шеринг. Совместная аренда жилья позволяет молодежи существенно сэкономить и свободно переезжать из квартиры в квартиру.
Растет и популярность арендных домов, когда человек снимает жилье не у собственника, а у государства. В Екатеринбурге первый такой проект уже запущен. Госкомпания «Дом.РФ» приобрела 300 квартир в «Южных кварталах» у компании «Брусника». Заселение запланировано на конец 2022 года.
«Зумеры» верят, что у нас мир возможностей, а не ограничений. Они знают, что могут поехать в любую страну, открыть стартап, развиваться, стать миллиардерами», — убеждена Дарья Фокина, консультант по работе с поколением Z.
Ограничение. В России преобладают две формы права проживания в недвижимости. В 95–98% случаев это собственность. Оставшийся процент — аренда. Молодежь хочет жить в центре городов, но у них часто не хватает средств, чтобы купить хорошую квартиру. Поэтому они берут дешевый вариант на окраине, так как нет культуры флэт-шеринга.
Пока маркетологи российских строительных компаний только изучают международный опыт организации совместной аренды жилья и пытаются применить его к нашей действительности. Главный «тормозящий» фактор, считают они, — законы, которые не успевают изменяться вслед за потребностями общества. «В стране действует множество устаревших требований к социальной инфраструктуре. Нет гибкости. Город уплотняется, но нормы никак на это не реагируют», — отмечает Василий Большаков, руководитель группы мастер-плана компании «Брусника».
Фото: Настя Кеда, 66.RU |
---|
Требование. Одним из ключевых факторов выбора жилья для «зетов» является комьюнити. Молодежи важно, чтобы по соседству жили люди со схожими интересами и образом жизни. Если такое сообщество сформировалось само, то это удача с точки зрения роста продаж. Жильцы дома будут мотивировать своих друзей переехать по соседству.
Другой вариант — девелопер сам формирует комьюнити. Для этого он еще на этапе проектирования закладывает в доме общие тематические зоны.
Ограничение. Недостаток опыта и квалифицированных специалистов. Профессия комьюнити-менеджера пока еще редкая.
Фото: Настя Кеда, 66.RU |
---|
Требование. «Зумерам» важна реальная, а не показательная экологичность. Их волнует качество стройматериалов, энергоэффективность дома и как он влияет на окружающую среду.
«Вводить их в заблуждение не стоит. Эти ребята обязательно разберутся в теме. Они распространят информацию по всей сети, если застройщик слукавит относительно эффективности использования ресурсов и количества парниковых газов, которое производит дом», — считает Дарья Фокина.
Главный архитектор проектов КБ «Стрелка» Даниил Хлебников убежден, что в ближайшее время на высоте будут те компании, которые смогут привнести экологические ценности в свой продукт.
Ограничение. Внедрение «зеленых» стандартов в строительстве — это дорого долго и сложно. Чтобы получить экосертификат, например BREEAM, Leed или Well, надо, чтобы дом соответствовал десяткам параметров, которые направлены на безопасность и комфорт не только людей, но и окружающей среды.
Фото: Настя Кеда, 66.RU |
---|
Требование. Поколение Z хочет получать все необходимые сервисы за минимальное количество времени. Чтобы в доме в пятиминутной доступности было все, что нужно для работы и комфортной жизни: офисные пространства, торговые галереи, точки общепита, зеленые территории, лаунж-зоны.
«Для «Брусники» насыщенность среды всегда была одним из главных принципов проектирования. Первые этажи наших домов отданы под коммерческую функцию. Здесь располагаются магазины, кафе и рестораны, аптеки, частные детские сады, спортзалы, салоны красоты и соседские центры с коворкингом, детскими секциями, библиотекой», — комментирует Василий Большаков.
Ограничение. Потребности жителей могут не совпадать с коммерческими интересами застройщика.
Фото: Настя Кеда, 66.RU |
---|
Требование. Дом зумеров должен быть «умным». Важно, чтобы нажатием одной кнопки они могли открыть домофон, решить любую хозяйственно-бытовую задачу, получить обратную связь от управляющей компании.
Даже решение о покупке квартиры они будут принимать без визита в офис продаж, а просто посетив VR-экскурсии. Этот фактор влияет на выбор застройщика: «зумер» предпочтет ту компанию, которая даст ему возможность выбрать квартиру, не совершая лишних движений.
Дарья Фокина считает, что эти ребята весь мир воспринимают как гаджет. Если какой-то услуги нет в электронном виде, то для «зетов» ее не существует.
Ограничение. Не все девелоперы готовы перестраивать свою долгосрочную стратегию и активно заниматься цифровизацией проектов, ориентируясь на «блогеров и тиктокеров». Старшим поколениям трудно представить себе, что заработать на квартиру можно, не имея стабильной работы.
По мнению Дарьи Фокиной, такая позиция ошибочна. «Зеты» в данном случае оказываются лидерами мнения. На них действительно стоит ориентироваться, потому что они вырастут и им нужно будет куда-то вкладывать деньги», — заключает эксперт.