Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как строить школы и дороги одновременно с жильем. Колонка Валерия Ананьева

30 сентября 2021, 10:00
Колонка
Как строить школы и дороги одновременно с жильем. Колонка Валерия Ананьева
Фото: 66.RU
Глава компании «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев, выступая на отраслевом совещании Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП), предложил разработать пятилетнюю программу развития Екатеринбурга. Она позволит менять городскую среду комплексно, возводя не только новые жилые дома, но и сразу все необходимое для комфортной жизни.

— Бюджетных средств, выделяемых на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, немного. Тем обиднее, если они точечно и непредсказуемо для нас, застройщиков, распыляются по городу. Здесь строится жилье, тут — садик, там — парк. Головная боль каждого застройщика, который возводит большой объем жилья, — постараться сделать так, чтобы дороги, школы или садики, запланированные рядом с его объектом, включили в программу финансирования и поскорее построили. Мы выделяем землю, готовим документацию, необходимую для подачи заявок на финансирование, проектируем объекты — но все это не является гарантией того, что повезет именно нашему району и в этом году финансирование будет выделено ему.

Инвесторы и дольщики вкладывают свои деньги в новую застройку, в строительство нового комфортного жилья. Но даже самое передовое, наполненное высокими технологиями жилье не может считаться комфортным, если рядом с ним недостает социальной инфраструктуры. Дойти от дома пешком до детского сада, магазина или школы, не запачкавшись и не поскользнувшись, — это залог не только комфорта, но и безопасности.

Сегодня мы все понимаем, что безопасность в широком смысле этого слова обеспечивается средой: опасно и некомфортно там, где нет людей, нет прохожих. Чем больше точек притяжения на улице — магазинов, кафе, обустроенных для прогулок детей и взрослых бульваров, чем более развита инфраструктура в районе, — тем безопаснее среда. Чем интереснее и комфортнее идти по улице, тем больше людей предпочтут пройти пешком, а не на транспорте, а значит, территория будет живой и многолюдной.

Как строить школы и дороги одновременно с жильем. Колонка Валерия Ананьева
Фото: официальная документация проекта

Комплекс «Svoboda Residence» на Шейнкмана — Радищева

Способ получать в новых кварталах полноценную безопасную среду у Екатеринбурга есть. Благодаря крупным программам, реализуемым муниципальными и областными властями, застройщики работают не поодиночке, а группами. Например, территорию, где идет расселение ветхого, аварийного жилья или частного сектора, обычно берут в работу сразу несколько инвесторов. А значит, в появлении одной и той же инфраструктуры одинаково заинтересованы сразу несколько проектов от разных застройщиков.

Так уже происходит на Уралмаше, где крупные компании занимаются расселением частного сектора, а также ветхого жилья. Несколько застройщиков сосредоточены на развитии района Юг Центра. Похожую тенденцию мы наблюдаем на Широкой Речке, на ВИЗе, в Пионерском микрорайоне.

Легко можно спрогнозировать, где будут активно строить жилье и в будущие годы — ведь результаты земельных аукционов, программы по расселению известны. Необходимо объединить планы властей по строительству инфраструктуры с планами застройщиков строить жилье. Тогда удастся объединить частные и государственные инвестиции в развитие территории и достичь синергетического эффекта — получить действительно комплексное развитие территорий, где своевременно появляются все составляющие комфортной и безопасной среды.

В рамках программы сроком на 5 лет можно выбрать приоритетные территории в городе, которые власти намерены комплексно развивать. Пусть их будет немного, но они точно получат дороги, школы, детские сады в понятный, обозримый срок. Здесь же будет легко сосредоточить усилия крупных застройщиков. Такой общий план развития города будет удобнее всем: и властям, и застройщикам, которые смогут спланировать свою работу наиболее эффективно, и жителям, которые точно будут понимать, что и когда будет построено. Он позволит нам усиливать эффект нашей работы, а не размывать его.

Согласовав такую программу, мы сможем заранее понимать, куда будут направлены бюджетные средства, сможем дополнительно, совместными усилиями, привлекать федеральное финансирование, искать варианты строительства в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Первый объект, который будет построен в Екатеринбурге с применением механизма ГЧП, уже определен — им станет школа № 41 на ВИЗе.

Как строить школы и дороги одновременно с жильем. Колонка Валерия Ананьева
Фото: официальная документация проекта

Школа № 41, при строительстве которой впервые в Екатеринбурге будут применены принципы государственно-частного партнерства

Этот опыт можно и нужно тиражировать — ведь ГЧП позволяет ускорить строительство объекта в условиях инфляции и повышения цен. Мы построим его сегодня, по сегодняшним ценам, а возмещать из бюджета его нужно будет спустя годы, когда цены, весьма вероятно, значительно вырастут. Но чтобы вовлекать застройщиков и банки в проекты ГЧП, также нужна программа развития города, нужно общее планирование, позволяющее распределить роли для всех участников процесса и получать уверенность, что территория, в которую все мы вкладываем деньги и силы, будет развиваться полноценно.

Фактически, такие пятилетние программы должны стать этапами реализации генплана развития города.