В 2014 году я назвал екатеринбургский район Широкая Речка самым перспективным в городе. Я тогда вел раздел «Недвижимость» на 66.RU. Воспользовался этим и опубликовал материал, на долгое время ставший программным для нашей редакционной политики. В нем я, уверовавший в сумасшедшие перспективы этой городской окраины, описал их во всей красе. Готовя публикации о недвижимости и строительстве в Екатеринбурге, я много разговаривал с главами строительных компаний, сравнивал планы развития города и разные районы застройки и знал все их плюсы и минусы. Было очевидно: более перспективного района, чем Широкая Речка, в Екатеринбурге нет.
Доказательства были настолько нерушимыми, что я сам купил здесь квартиру. Сейчас я изложу их, а потом объясню, что с ними оказалось не так и почему я был не прав. И когда это выяснилось.
Эти и еще несколько аргументов приводили меня к выводу о том, что Широкая Речка — самый перспективный район из всех, что застраиваются сейчас в Екатеринбурге. Глава компании, которая строит проект «Солнечный», хитро щурясь, спрашивал моего директора: «Какую скидку на квартиру твоему Артему дали за такую публикацию?» (никаких скидок ни за какие свои публикации я никогда не получал, если что).
Эта публикация вышла 4 марта 2014 года. Ровно через две недели, 18 марта, все переменилось. Все мои аргументы превратились в тыкву. Потому что и у города, и у области, и у страны в целом резко закончились деньги на развитие Широких Речек.
Географ-экономист Наталья Зубаревич на примере проекта «Крымский мост» рассказывала, почему в стране #ДенегНетНоВыДержитесь, а я слушал ее и понимал, что все, что она рассказывает, — это про самый перспективный район Екатеринбурга. Это про дороги, построенные по системе софинансирования из местного и федерального бюджетов. Трамвайную ветку. Новый детский сад взамен старенького на краю поселка. Инженерные сети, которые позволят застройщикам предлагать все больше жилья.
Развитие резко встало. И все, что происходило в районе последующие несколько лет, случалось, скорее, по инерции. Сперва кратко:
Это — о том, насколько отодвинулось развитие всех Широких Речек страны. А пункт 2 — о том, что только сейчас наконец-то начинаем выкарабкиваться.
Но самый интересный аргумент 2014 года — № 4. Он подразумевал, что отсутствие единого застройщика не исключает общего интереса городских властей к территории. Иными словами, если застройщикам других территорий комплексного развития приходится лоббировать финансирование строительства дорог и социальных объектов, то в случае Широкой Речки в этом априори должны быть заинтересованы власти. Потому что это стимулирует строительство жилья. А у властей есть совершенно конкретные ежегодные планы по строительству жилья, эти планы им ставят более высокие власти.
Фото: официальная документация проекта |
---|
На этом фрагменте проекта планировки Широкой Речки выделены зоны, которые будут застраиваться в ближайшее время или застраиваются уже сейчас |
На деле оказалось, что власть сама по себе никак не заинтересована в развитии территорий. Ей всегда удобнее дождаться инициативы застройщиков — они и землю выделят под садик, и проект сделают за свои деньги, и дороги нарисуют. А самое главное — пролоббируют эти проекты на всех уровнях власти и выбьют финансирование.
Широкая Речка в 2014 году была лишена такого удовольствия, как лоббирование интересов территории. Единственное, что появилось в районе, кроме жилья, — образовательный центр (школа и садик под одной крышей) в Мичуринском, строительство которого удалось продавить Владимиру Крицкому (генеральный директор «ЛСР. Недвижимость — Урал», который до этого был вице-мэром Екатеринбурга по капитальному строительству, а затем совмещал руководство компанией с работой в гордуме и по привычке не чурался резких высказываний в адрес коллег о недостаточном внимании администрации к этой территории). Плюс еще один, в целом похожий образовательный центр, который строится сейчас.
Ситуация начала меняться, только став критической. В 2020 году, например, район разросся настолько, что мест в школе (а она там одна) стало не хватать. В городской администрации приняли решение — предоставлять родителям будущих первоклассников на выбор несколько школ в округе. В список попало несколько школ в Академическом — это стало волшебным пенделем для строительства дороги, соединившей два района.
В том же 2020 году городская администрация наконец свела воедино все планировочные документы по развитию района, и оказалось, что Широкая Речка — самая большая территория для застройки в Екатеринбурге. И только сейчас, через шесть лет после первых попыток организовать ее развитие, появились реальные результаты.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Так выглядит район в абсолютных цифрах в сравнении по площади с другими проектами комплексной застройки |
Сейчас на Широкой Речке, по сути, четыре больших проекта застройки, два из которых — «Меридиан» и «Мичуринский» — реализует «Группа ЛСР». Только к этому моменту карты сложились именно таким образом, что территория получит новый толчок в развитии. Во всяком случае, я в это верю.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Стыдно ли мне за свою публикацию 2014 года? Нет. Я был искренен и никак не мог предугадать столь резких изменений в макроэкономике.
Уеду ли я с Широкой Речки? Тоже нет. Я наконец-то вижу пристальное внимание властей к этому району. Знаю, как поднаторели местные жители в обращениях в различные инстанции, пока городской администрации не было дела до этой территории.