На этой неделе Александр Высокинский сформировал новый градсовет, который только на треть состоит из практикующих архитекторов. Остальные места распределились между сотрудниками городской администрации и преподавателями вузов. В список еще попали один екатеринбургский застройщик, один чиновник из областного минстроя и спикер городской думы.
Это совсем не то, чего ожидали застройщики и архитекторы. На условиях анонимности они согласились рассказать 66.RU о своих впечатлениях и ожиданиях.
Ни в одном городе я не встречал работоспособного и всеми почитаемого градсовета. Часто власти города спускают градсовету те решения, которые им выгодны, но которые они сами озвучивать не хотят.
Часто в градсоветах разных городов сидят уважаемые архитекторы предпенсионного возраста с профессиональными заслугами в прошлом. И нередко они используют эту площадку для того, чтобы самоутвердиться или почувствовать себя до сих пор востребованными.
А кто бы мог стать полноправным участником градсовета? Есть ли достаточное количество профессионалов в городе, к которым можно прислушиваться? Тех, у кого есть и знания, и авторитет, и политический вес, — единицы. Профессиональная экспертиза обязательно нужна, но возникают вопросы. Во-первых, где взять таких профессионалов? Во-вторых, нужна ли она городским администрациям?
Вообще в теории градсовет — очень полезный орган, куда надо тщательно подбирать людей, которые удовлетворяют разные стороны или, наоборот, равноудалены от всех. Точек зрения на архитектуру и градостроительство может быть много, и не все из них исходят из гуманистических соображений. Многие мнения — это выражение коммерческих интересов, а не отстаивание интересов города.
Как только градсовет получит мало-мальские полномочия, то за место в нем начнут бороться стейкхолдеры. А пока он нужен властям, чтобы выпускать пар и чтобы говорить всем о том, что у нас есть градсовет. Надеюсь, в Екатеринбурге будут преследоваться иные цели.
Градсовет должен периодически обновляться, ротироваться, а возглавлять его должен не мэр, а главный архитектор. И опираться он должен не на 24 человека, которых включили в состав, а на все профессиональные сообщества в городе.
Хочется, чтобы в городе был сильный Союз архитекторов, сильный градостроительный совет и главный архитектор с настоящими полномочиями. Пока не так. На словах «город» и «область» пришли к согласию, но на деле одни застройщики решают дела через «город», другие — через «область».
Например, в Москве есть главный архитектор, который имеет авторитет среди строителей и архитекторов. Над ним есть начальники, но никому из них не придет в голову вмешиваться в его дела. Вроде бы Екатеринбург меньше Москвы, но модель управления почему-то гораздо сложнее.
При Союзе архитекторов сейчас работает альтернативная площадка — консультативный совет. Нас такая модель устраивает. Заказчики идут туда не для галочки, не для того, чтобы получить одобрение мэрии, а чтобы улучшить проект. Потому что там нет чиновников и отобранных чиновниками архитекторов.
Раньше градостроительный совет были при главном архитекторе города, а сейчас — для администрации города. Главная цель — шпынять неугодных.