Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
64807 +397
Выздоровели
57235 +405
Умерли
1788 +17
Россия
Заразились
3544623 +24092
Выздоровели
2936991 +27311
Умерли
65085 +590

«Улицы должны быть узкими, а квартиры просторными». Как новые стандарты проектирования изменят города

27 августа 2020, 15:56
Колонка
«Улицы должны быть узкими, а квартиры просторными». Как новые стандарты проектирования изменят города
Фото: архив 66.RU
В Москве презентовали новые принципы проектирования городских территорий. Они полностью соответствуют современным представлениям об устройстве города и поведении людей в нем, но имеют мало общего со старыми санитарными правилами. Директор по проектированию компании «Атомстройкомплекс» Екатерина Спирина считает, что если им следовать, то это серьезным образом повлияет на среду, в которой мы живем. Как именно – она рассказала в своей колонке на 66.RU.

— Почему рядом с новым жилым комплексом не сделать широкую дорогу, тем более если участок позволяет?

Я часто слышу такой вопрос от самых разных людей. А в ответ предлагаю вспомнить, как им нравится гулять по узким и потому уютным улочкам того же Парижа или Лондона, где балкончики с цветами и столики многочисленных кафе.

Я очень люблю гулять, но, к примеру, от Москвы я быстро устаю. В прямом смысле слова: пока перейдешь с одной стороны улицы на другую — ноги в кровь сотрешь. Но Москва — история отдельная, она планируется и строится по другим принципам. А для всех остальных городов должно работать золотое правило застройки: улицы должны быть узкими, а квартиры просторными.

Вспомните эти резонансные истории, когда дети, гуляя возле собственного дома, попадали под колеса машин? Так вот: бороться с детским травматизмом нужно с помощью градостроительных правил, проектируя и строя улицы и кварталы таких размеров, которые будут способствовать успокоению автомобильного трафика и не дадут водителю разогнаться. Одна из основных задач развития территорий по новым принципам — снижение потребности в автомобилях.

Стандарты говорят, что правильный размер квартальной улицы от красной линии до красной линии — 25 метров. Для увеличения интенсивности пешеходного потока предлагается расширять тротуары, выделять на них велодорожки, сегодня очень модно передвигаться на электросамокатах. В пешей доступности при этом должна находиться работа, а также места, куда можно зайти за покупками, отдохнуть и развлечься.

Передвигаясь по городу на машине, мы многого не замечаем вокруг себя, не можем забежать по пути в кафе за чашечкой кофе. А вот прогуливаясь пешком, мало кто откажется от такой возможности. Аргументы о холодном климате, мол, на Урале комфортно только в собственном автомобиле, не работают. Посмотрите на шведский Стокгольм, финский Хельсинки — погода там бывает похуже нашей, но вовсе не мешает этим городам быть уютными и привлекательными для пешеходов.

Что устарело совсем, так это микрорайонная застройка — огромные стены из бетона и кирпича, по большей части закрытые, непроницаемые, высотные. Новые правила говорят: нужно уменьшаться.

Квартал, построенный по новым принципам, должен выглядеть следующим образом: правильный, то есть ровный профиль улицы, базовая этажность не выше 7 этажей (потому что именно такая высота психологически комфортна для человека) с доминантами-башнями. Фронт улицы формируется застройкой, а не заборами, то есть кварталы становятся сквозными, а за счет плотности создается хороший торговый периметр.

Может, кому-то это покажется странным, но более или менее правильный спальный район в Екатеринбурге — это Уралмаш: там понятно, где магистральная улица, где квартальная, размеры кварталов правильные, у улиц хорошая ширина.

Задача новых правил — изменить наш с вами сценарий повседневной жизни: желание гулять, сидеть в кафе, ходить в магазины. По результатам одного из исследований оказалось, что 64% городских жителей сталкиваются с дефицитом объектов торговли, услуг и досуга рядом с их домом. Правильно спроектированные и построенные кварталы дают необходимый трафик для появления всех этих объектов.

Глядя на то, какие проекты сегодня реализуют в городе, я могу смело заявить: нормы подтягиваются за застройщиками, а не наоборот. Но и это плюс. К примеру, мы говорим, что городу нужен зеленый каркас, но много лет в центре посадить дерево было невозможно из-за большого количества сетей, у которых охранные зоны и корневая система может их повредить. Сейчас этот вопрос нормативно урегулировали, деревья можно высаживать в специальных коробах, и это большое подспорье для проектировщиков.

Нынешний год не оставил сомнений, что с зеленью нужно работать — в летнюю жару нет ничего приятнее прогуляться под кронами деревьев, а когда из-за карантина мы не могли уйти дальше своего двора, то хочется, чтобы он был максимально уютным, а это достигается с помощью растений и деревьев. К примеру, компания «Атомстройкомплекс» в скором времени начнет реализацию жилого проекта на Гагарина. Там вся улица засажена тополями, мы проведем бережное кронирование деревьев и сохраним каждое.

Свод принципов также предписывает выносить из двора все шумные активности. То есть двор остается не только зеленым, но тихим. Но для этого в шаговой доступности, это пять минут пешком, должен располагаться парк — маленький районный или большой городской. В идеальном варианте через череду небольших скверов-парков человек должен попасть в большой городской. А уже там кому что нравится: пробежки, йога, игры с детьми или игра в футбол. Как показывают наши исследования, во дворе спортивное оборудование не пользуется популярностью, а в парках — все тренажеры заняты. Люди интуитивно правильно используют городскую среду.

Кажется, что восемь томов сводов и правил, которые создали и выпустили «ДОМ РФ» и КБ «Стрелка», — непосильный объем, сложный к прочтению. Но это настолько прикладная работа, что интересно и полезно ознакомиться с ней всем, кто интересуется темой градостроительства.

Все эти стандарты очень сильно разнятся с существующими СанПиНами, и сейчас начнется большая работа по приведению в соответствие нормативной базы новым принципам. Этот процесс небыстрый. Вот мусоропроводы — в новых домах вы когда их последний раз видели? Их лет 15 уже точно нет, а на федеральном уровне нормативно убрали необходимость их проектирования только в этом году. Но, как говорится, Москва не сразу строилась.